Дориа, Джованни Карло


Джованни Карло Дориа, Джио, или Джован Дориа (итал. Giovanni Carlo Doria, Gio, Gian, Giovan Doria; 1576—1625) — знаменитый меценат и коллекционер произведений искусства из Генуи. Сын Агостино Дориа, дожа Генуи в 1601—1603 годах, он был видным членом одной из самых богатых и влиятельных семей Генуэзской республики; его младший брат Джованни Стефано Дориа (1578—1641) стал 101-м дожем Генуи (1633—1635) и в свое время считался самым богатым человеком в Италии. Джованни Карло был женат на Веронике Спиноле, дочери Амброджо Спинола. Филипп III Испанский наградил Джованни Карло орденом Сантьяго.

Художественная коллекция Дориа включала 463 картины и после смерти Джованни была частично передана его старшему брату Маркантонио Дориа (1572—?); многие картины оставались во владении семьи на протяжении веков. Известны три описи коллекции, составленные в 1617, 1621 и в 1625 годах.

Одним из самых ценных произведений коллекции является картина маслом по дереву «Кавалерийская битва» (между 1503 и 1505 гг.), ныне известная как «Тавола Дориа» (итал. Tavola Doria — «Доска Дориа»), считающаяся копией фрагмента знаменитой в истории искусства, но не сохранившейся фрески Леонардо да Винчи «Битва при Ангиари».

Среди произведений других художников, представленных в коллекции, были работы мастеров Северного Возрождения и последующих веков, таких как Ян Брейгель Старший, Ян Брейгель Второй, или Младший, Антонис Ван Дейк, Лукас ван Лейден и Ян Вильденс, а также картины старых итальянских живописцев, такие как портрет дяди коллекционера Николо Дориа работы Тинторетто, произведения Джорджоне, Перуджино, Рафаэля, Тициана и Веронезе.

Презентативный конный портрет Джованни Карло Дориа был написан Питером Паулем Рубенсом в 1606 году. В том же году Рубенс написал портрет жены мецената Вероники. В 1620-х годах Дориа пригласил французского живописца Симона Вуэ и среди множества картин французский художник также написал его портрет, который сейчас находится в Лувре. Джованни Карло Дориа заказывал картины многим художникам, в том числе Джулио Чезаре Прокаччини и Джованни Баттиста Паджи. Он покровительствовал таким молодым художникам, как Джулио Бенсо.

В собственном Палаццо Дориа в Генуе коллекционер основал генуэзскую Академию Рисования обнажённой натуры (Accademia del Nudo).