Дорнер, Иоганн Конрад


Иоганн Конрад (Кондрат) До́рнер (нем. Johann Conrad Dorner; 15 августа 1809[1][2][…], Бальдершванг, Швабия или Эгг, Форарльберг — 30 июня 1866[1][2][…], Рим) — баварский, австрийский и русский художник-портретист, академик исторической живописи Императорской Академии художеств.

Иоганн Конрад Дорнер родился 15 августа 1809 года в местечке Бальдершванг в королевстве Бавария в семье торговца Конрада Дорнера и Анны-Марии (урождённой Гербург) шестым из шестнадцати детей. Позднее семья переезжает в деревню Эгг, которая располагалась неподалёку, но уже на территории Австрии. Мальчик в раннем возрасте проявил способности к живописи. После 1824 года Иоганн поступил в Мюнхенскую академию художеств, где в это время служил заместителем ректора его двоюродный дедушка Иоганн Якоб Дорнер. В академии Дорнер под руководством Петера Йозефа фон Корнелиуса (1783—1867) изучал историческую живопись. Впоследствии Иоганн Конрад Дорнер обучается у Юлиуса Шнорра фон Каросфельда (1794—1872) и Йозефа Шлоттхауэра. В процессе обучения помогает Петеру Йозефу фон Корнелиусу в росписи мюнхенской церкви Людвига. С 1831 по 1835 год Иоганн Конрад Дорнер, в Мюнхенском художественном клубе, выставляет свои картины на религиозные и жанровые темы[3].

В 1835 года Дорнер отправился в Митаву (совр. Елгава) — губернский город Курля́ндской губернии России, откуда в 1839 году переехал в Вильно (совр. Вильнюс), губернский город Виленской губернии, где в 1842 году женился на 19-летней протестантке Каролине Александрине Георгине Ретеп (урождённой Вегесак)[4].

Около 1844 года Дорнер переехал в Санкт-Петербург, где познакомился с президентом Императорской академии художеств герцогом Максимилианом Лейхтенбергским, зятем императора Николая I.

В период 1847 по 1852 Дорнер под руководством Огюста Монферрана, совместно с Фёдором Бруни, Карлом Брюлловым, Иваном Бурухиным, Василием Шебуевым, Иваном Витали, Пётром Клодтом и Николаем Пименовым работал над оформлением интерьера Исаакиевского собора, для которого им было написано 12 икон для боковых частей большого иконостаса, содержащих 28 фигур. За каждую фигуру Дорнер получил в качестве оплаты 600 рублей серебром, что в сумме составило 16 800 руб.

Оценив мастерство, с которым были исполнены алтарные иконы для Исаакиевского собора, в сентябре 1852 года, Совет Академии художеств присвоил Иоганну Конраду Дорнеру звание академика исторической живописи[5].