Друэ, Франсуа-Юбер


Франсуа́-Юбе́р Друэ́ (фр. François-Hubert Drouais), прозванный Друэ Сыном (или Младшим) (Drouais le fils; 14 декабря 1727 года, Париж — 21 октября 1775 года, Париж) — французский живописец портретного жанра стиля рококо, самый известный портретист во Франции конца правления короля Людовика XV.

Франсуа-Юбер — представитель большой семьи художников, сын портретиста Юбера Друэ (1699—1767); отец живописца Жан-Жермена Друэ (1763—1788). Начальное художественное образование получил под руководством отца, а затем совершенствовался у Доната Нонотта, Шарля Ванлоо, Шарля-Жозефа Натуара и Франсуа Буше[2][3].

В 1758 году был избран в члены Королевской Академии живописи и скульптуры, впоследствии заседал в ней в качестве советника и имел звание придворного живописца в Версале. Он стал одним из любимых художников мадам де Помпадур, знаменитый портрет которой, написанный в 1763—1764 годах, ныне хранится в Национальной галерее в Лондоне. Франсуа-Юбер Друэ быстро приобрёл известность при дворе, создавая портреты членов королевской семьи и придворных, в частности мадам Дюбарри, мадам де Тaнсен, многих известных художников, например, Эдме Бушардона. Мало заботясь о передаче психологии своих моделей, он охотно предавался лести, идеализируя свои модели, в то же время внося в придворный портрет своеобразие, отличающее его произведения от «барочного величия Риго и мифологических аллегорических произведений Натье»[4].

Друэ с успехом писал детские и семейные групповые портреты, помещая портретируемых в правдивую обстановку, в отличие от театральных композиций Франсуа Буше или сентиментальных портретов Элизабет Виже-Лебрен. Дидро признавал в его портретах «приятное изобретение», но писал, что «перед нами не живая плоть, а… маски из той тонкой кожи, из какой делают страсбургские перчатки». Идеализация модели приводит его к некоторой поверхностности, а «фарфоровые тона плоти, несколько искусственные и преувеличенные, связывают его искусство с поколением Натье». Однако он показывает талант в «постановке анекдотических деталей», домашних животных и аксессуаров, которые раскрывают определённый талант к натюрморту[5] и делает его доминирующей фигурой во французской портретной живописи конца правления Людовика XV.