Бельмондо, Жан-Поль


Жан-Поль Шарль Бельмондо́ (фр. Jean-Paul Belmondo; 9 апреля 1933, Нёйи-сюр-Сен — 6 сентября 2021, Париж) — французский актёр театра и кино, славу которому принесла роль аморального поклонника Хамфри Богарта в манифесте французской «новой волны» — фильме «На последнем дыхании» (1959). Он также снимался в лентах «Чудовище», «Профессионал», «Ас из Асов», «Человек из Рио», «Один шанс на двоих», «Женщина есть женщина», «Безумный Пьеро» и других. В первых своих картинах он создал образ молодого бунтаря с неотразимой улыбкой и стал одним из любимых актёров европейской молодёжи. Чаще всего играл острохарактерные роли в комедиях и боевиках.

Родился 9 апреля 1933 года в Нёйи-сюр-Сен (департамент Сены, Франция). Отец — французский скульптор Поль Бельмондо[11]. Учась в средней школе, Жан-Поль задался вопросом — какую выбрать профессию: быть спортсменом или артистом. К 20 годам решает, что актёрство больше отвечает его запросам, чем спорт, и поступает в Высшую национальную консерваторию драматического искусства. После завершения обучения начал профессиональную карьеру на сцене.

Кинодебют состоялся в 1957 году в фильме «Мольер», но эпизоды с его участием были вырезаны перед самым выходом картины. Более значительная роль досталась ему в «Будь красива и помалкивай[фр.]») (1958) с Анри Видалем в главной роли и также дебютировавшим Аленом Делоном. Всемирную известность 26-летнему актёру принесла роль беспечного негодяя Мишеля Пуакара в фильме Жан-Люка Годара «На последнем дыхании» — одной из ключевых лент мирового кинематографа.

В следующем году Бельмондо упрочил своё реноме, сыграв вместе с Софи Лорен в фильме Витторио Де Сика «Чочара», за который ей была присуждена американская кинопремия «Оскар». Свои собственные лучшие роли он сыграл у режиссёров французской «новой волны»: того же Годара («Женщина есть женщина», 1961), Луи МаляВор», 1967), Франсуа ТрюффоСирена с „Миссисипи“», 1969), Клода ШаброляДоктор Пополь», 1972), Алена РенеСтависки», 1974). Однако своим самым любимым фильмом Бельмондо называл «Великолепный» Филиппа де Брока[12].

Наряду с коммерческими проектами, представляющими французский аналог голливудских боевиков и комедий, в которых Бельмондо предстаёт в образе неисправимого авантюриста, он создал ряд весьма серьёзных характерных ролей, не все из которых были оценены по достоинству критикой. Так, в фильме «Наследник» (1973) он создал неповторимый образ Барта Корделя, наследника крупного состояния, которому только предстоит узнать причину ссоры между своим отцом и тестем.

В 1974 году он представил публике ещё один характер — Александра Стависки, российского эмигранта еврейского происхождения, авантюриста, вращавшегося в самых высших французских кругах («Стависки», 1974).