Жилло, Клод


Клод Жилло́, устар.: Клод Гилло[1][2] (фр. Claude Gillot; 28 апреля 1673, Лангр — 4 мая 1722, Париж) — французский художник-декоратор, рисовальщик, живописец и гравёр, академик Королевской академии живописи и скульптуры (с 1715; ассоциированный член с 1710); видный представитель стиля Регентства, один из предтеч искусства рококо[3][4]. Учитель Антуана Ватто, Никола Ланкре, Филиппа Пильмана, Франсуа Жуллена. Его называли «Мастером Ватто» (Мaitre de Watteau) [5].

Клод был шестым ребёнком из двенадцати в семье вышивальщицы Маргариты Конте и живописца Жана Жилло, пользовавшегося известностью в Париже, у которого было много родственников, также художников. Клод Жилло вначале учился у отца, затем, около 1691 года отправился в Париж, где присоединился к Жану-Батисту Корнелю, который научил его гравированию офортом и посвятил его в каноны академического искусства.

Вскоре у Жилло появилась собственная мастерская, где в течение нескольких лет, до 1708 года, учился Антуан Ватто. Друг последнего, Жан де Жюльен писал, что Ватто «Пользовался знаниями этого умного человека настолько, что перенял многое из его манеры, и можно сказать, что с самого начала он изобретал и проектировал во вкусе Жилло»[6].

27 апреля 1715 года Клод Жилло был принят в Королевскую академию живописи и скульптуры за картину « Христос во время пригвождения к Кресту» (фр. Christ dans le temps qu'il va être attaché à la Croix). В последующем Клод Жилло считался мастером мифологических сцен, однако тяготел скорее к бытовым сценкам, изображению сцен и персонажей итальянского театра Комедия дель арте, много работал как театральный декоратор, был автором костюмов для оперы и драматического театра, иллюстрировал книги (в частности, «Новые басни» де ла Мот-Гудара (1719)[7].

Клод Жилло был одним из главных представителей стиля французского Регентства, предшествовавшего рококо. В полном соответствии с идеологией и эстетикой эпохи он занимался всеми видами искусства, преимущественно произведениями камерного характера. Он выполнял картоны для шпалер, эскизы мебели, росписи изделий из фаянса мануфактуры в Мустье [5]. Жилло издал сборник гравюр под названием «Новая книга принципов орнаментации, дающих неограниченное количество форм»[8]. Этот сборник стал для последователей Жилло своеобразной энциклопедией рокайля[9].

в его оригинальных мыслях и особенно в его гравированных проектах для расписных панно или гобеленов легкомысленный, грациозный, остроумный стиль регентства уже царит безраздельно[10].