Верт, Жьяш де


Жьяш де Верт, Жак де Верт (нидерл. Giaches de Vuert, фр. Jacques de Wert; 1535, Верт, провинция Антверпен — 6 мая 1596, Мантуя) — фламандский композитор, работал преимущественно в Италии.

Около 1550 года де Верт был перевезён (вероятно, по инициативе влиятельной неаполитанской семьи) в Авеллино (близ Неаполя), где работал певчим в придворной капелле Марии ди Кардоны (см. Maria de Cardona). На протяжении жизни был связан с домами Эсте и Гонзага. Между 1550 и 1555 встречался с Чиприано де Роре. В первой половине 1560-х годов работал капельмейстером в Милане (сохранились письма де Верта с описанием культурной и общественной жизни Милана того времени). В 1565 поступил на службу капельмейстером придворной капеллы герцога Гульельмо Гонзаги в Мантуе, в базилике Св. Барбары (до 1592). Сопровождал герцога в зарубежных поездках (Аугсбург, 1566). Похоронен в крипте базилики Св. Барбары.

В 15581595 опубликовал 15 сборников светских сочинений на стихи Петрарки, Бембо, Ариосто, Гварини, Тассо и других поэтов; из них наиболее значительны пятиголосные мадригалы (в том числе, в технике note nere). Автор более 50 мотетов преимущественно на 5 и 6 голосов, два из них — контрафактуры его же мадригалов.

Учеником де Верта был Клаудио Монтеверди. В науке дискутируется возможное влияние маньеристской музыки де Верта на Джезуальдо.

Де Верт был известен за пределами Италии ещё при жизни, о чём свидетельствует его упоминание у немецкого теоретика музыки Зета Кальвизия. В «Мелопее» (1592, гл. 15) мотеты де Верта «Transeunte Domino» и «Ascendente Jesu» приводятся как пример имитационной полифонии, наряду с мотетами Лассо.

Примечание. Ряд светских сочинений де Верта был опубликован в «мультикомпозиторских» сборниках в 1558—1590 гг.