Завтрак на траве (картина Мане)


«Завтрак на траве» (фр. Le déjeuner sur l'herbe) — скандально известная картина французского художника Эдуара Мане, написанная в 1863 году. Первоначально картина называлась «Купание» (фр. Le bain). В настоящее время находится в 29-м зале музея Орсе в Париже. Уменьшенную, более раннюю версию можно увидеть в галерее Курто, Лондон[1].

На переднем плане картины изображены на пикнике обнаженная женщина и купающаяся девушка на заднем плане с двумя полностью одетыми мужчинами в сельской местности. Картина была отклонена Парижским Салоном 1863 года, где вызвала общественный резонанс и споры[2]. Хотя эта работа увеличила известность Мане, она, тем не менее, не была продана во время своего дебюта[3].

Первоначально названная «Купание» (фр. Le bain), эта картина предназначалась для Парижского салона, однако её вместе с тремя тысячами других полотен жюри не допустило к выставке. Все эти картины были выставлены на так называемом Салоне отверженных, созданном по инициативе императора Наполеона III.

За основу композиции Мане взял картину Джорджоне (завершённую Тицианом) «Сельский концерт» (1508—1509) и фрагмент гравюры Маркантонио Раймонди «Суд Париса» по рисунку Рафаэля[4]. Мане задумал «Завтрак на траве» во время воскресной поездки в Аржантёй, на берег Сены. По воспоминаниям А. Пруста (друга художника, отца писателя Марселя Пруста), идея картины родилась на природе. Мане, наблюдая купающихся, воскликнул: «Кажется мне пора приняться за нагую натуру. Ну что же, я им покажу, как это делается. Когда ещё был в ателье, я копировал Джорджоне — нагую женщину с музыкантами… Но у меня всё будет по-другому — я перенесу сцену на воздух, окружу её прозрачной атмосферой, а люди будут такими, какими мы их видим сегодня»[5].