Пасторальный концерт (картина Тициана)


«Пасторальный концерт», или «Сельский концерт»[1] (итал. Concerto campestre; фр. Le Concert champêtre) — картина эпохи итальянского Возрождения, приписываемая кисти художника венецианской школы живописи Тициану, по иной версии — Джорджоне да Кастельфранко[2]. Написана около 1509 года[3]. Картина хранится в Лувре, Париж.

Ранее произведение считалось работой выдающегося мастера венецианской школы живописи Джорджоне да Кастельфранко. Позднее картину стали приписывать Тициану (оба художника некоторое время работали в одной мастерской) на том основании, что изображение обнажённых женских фигур, их полнота и характер пластики ближе эстетике Тициана, чем Джорджоне[4].

Однако характер пейзажа, фигуры музыкантов (Джорджоне сам был музыкантом), пасторальная тема и общее настроение композиции типичны для искусства Джорджоне. Известно, что оба художника начинали работать в мастерской братьев Джентиле и Джованни Беллини в Венеции, Тициан был на десять лет моложе Джорджоне и на раннем этапе творчества находился под его влиянием. Поэтому многие исследователи сходятся в том, что картина была начата Джорджоне и только закончена Тицианом после скоропостижной смерти гениально одарённого живописца в 1510 году во время эпидемии чумы в Венеции[4]. Похожая ситуация связана с другой знаменитой картиной Джорджоне «Спящая Венера».

Картина (долгое время она не имела названия) принадлежала дому Гонзага, возможно, она была унаследована от Изабеллы д’Эсте. Позднее была продана английскому королю Карлу I. Когда королевские коллекции были рассеяны после революции 1649 года, картина была продана на аукционе немецкому банкиру и коллекционеру произведений искусства Эберхарду Ябаху, который в 1671 году уступил её французскому королю Людовику XIV[6].

История создания этого шедевра, фабула или сюжет остаются невыясненными. «Однако красота картины, пластика линий, музыкальность очертаний и дымка тональных переходов настолько самодостаточны, что невольно возникает мысль о ненужности каких-либо исследований. Удивителен колорит картины, складывающийся из золотистых, голубоватых, оливково-зелёных и ярко-красных тонов, а также общая целостность тональных отношений, кажущихся светотеневыми, но на самом деле умело сочиненных художником. Идиллическое настроение картины ассоциируется с темами прекрасной Аркадии, музыки Антонио Вивальди, венецианского композитора, написавшего в 1720-х годах свой „Сельский концерт“»[7]. Идеальна выверенность картины: уравновешенность фигур нимф первого плана, композиционная диагональ второго, высветление третьего плана картины и горизонталь в глубине.