Земство обедает


«Зе́мство обе́дает» — картина русского художника Григория Мясоедова (1834—1911), оконченная в 1872 году. Хранится в Государственной Третьяковской галерее в Москве (инв. 639). Размер — 74 × 125 см[1] (по другим данным, 75 × 125,5 см[2]). На полотне изображены крестьянские представители уездного земского собрания: их обед составляет простой хлеб с луком и солью, в то время как не показанная на картине дворянская часть земства обедает в помещении[2]. Употребляются также другие названия: «Уездное земское собрание в обеденное время»[1] и «Земский обед»[3][4].

Картина «Земство обедает», над которой Мясоедов работал в период 1871—1872 годов[5], была представлена на 2-й выставке Товарищества передвижных художественных выставок («передвижников»), открывшейся в Санкт-Петербурге в декабре 1872 года[6][7]. Произведение Мясоедова произвело хорошее впечатление — его называли «одной из лучших и содержательнейших картин на современную тему»[8]. В 1873 году полотно было приобретено у художника Павлом Третьяковым[9], по просьбе которого в 1876 году Мясоедов произвёл доработку картины[10]. В 1878 году полотно «Земство обедает» было включено в состав российской экспозиции на Всемирной выставке, проходившей в Париже[1][11].

Критик Владимир Стасов называл полотно «Земство обедает» одним из самых значительных произведений Мясоедова, а также «истинно современной „хоровой“ картиной», в которой «присутствовала также нота негодования и сатиры». Искусствовед Ирина Шувалова писала, что «Земство обедает» — «высшее достижение всей творческой жизни Мясоедова, самая капитальная, самая значительная его картина», представляющая собой важнейшую веху в его творчестве, которая (наряду с такими произведениями 1870-х годов, как «Бурлаки на Волге» Ильи Репина и «Ремонтные работы на железной дороге» Константина Савицкого) определила «новый этап в развитии русской реалистической жанровой живописи»[12].


Петух и куры на гравюре с первого варианта
Куры без петуха в окончательной версии

Фрагменты картины «Земство обедает»

Сидящий крестьянин в левой части картины
Сидящий крестьянин в центре картины
Группа сидящих и стоящих крестьян у крыльца
Сидящий крестьянин в правой части картины