Искусство азербайджанских ашугов


Иску́сство азербайджа́нских ашу́гов (азерб. Azərbaycan aşıq sənəti) — совокупность поэзии, искусства рассказывания историй, танцев и вокальной инструментальной музыки азербайджанских ашугов. Ашуги в Азербайджане издавна названы «Эль анасы» (азерб. El anası — «Мать народа»), так как всегда выражали чаяния народа, защищали свободу любви, пели о преданности родине[1]. Искусство азербайджанских ашугов считается символом национальной идентичности и хранителем азербайджанского языка, литературы и музыки[2].

В 2009 году на четвёртой сессии Комитета по защите нематериального наследия ЮНЕСКО в Абу-Даби (ОАЭ) искусство азербайджанских ашугов было включено в репрезентативный список Нематериального культурного наследия ЮНЕСКО[3][2].

Ашугское творчество, по своей основе являющееся свободным, отличается весьма широким и разнообразным содержанием. Ашугское искусство включает в себя эпические дастаны, песни, воспевающие свободу и героизм народа, а также сатирические и юмористические песни, в которых воспеваются дружба и любовь. Ашугское искусство является синтетическим искусством, ашуг сам пишет стихи, сочиняет музыку, играет на сазе и сам же танцует. Часто исполнение ашуга сопровождает исполнитель на балабане и ансамбль духовых инструментов, но основным музыкальным инструментом ашуга является саз.

Наиболее распространенным жанром ашугского творчества является дастан, в частности, героико-эпические дастаны. В дастанах вокально-инструментальные части чередуются фрагментами диалога в стихах. Особо известен дастан об азербайджанском народном герое XVI столетия, Кёроглу, выступавшем против феодалов и иноземных захватчиков. В этом дастане есть несколько песен, которые посвящены воспеванию подвигов Короглу. К ним относятся песни «Короглу дженгиси», «Атлы Короглу», «Пияда Короглу», «Короглу» и др. Песня «Мисри» на тему героизма часто исполняется во время диалога ашугов. В таком диалоге могут участвовать два, три и даже четыре ашуга, которые импровизируют на определённую тему.

В современном энциклопедическом словаре отмечается. что слово «ашуг» происходит от арабского и тюркского «ашуг» — «влюблённый». В большой энциклопедическом словаре указано, что «ашуг» также с тюркского означает «влюблённый»[4]. Считается также, что слово «ашуг» имея арабское происхождение, изначально означало «страстно любящий, пылающий любовью к божеству», затем оно перешло в тюркскую речь, а после в армянскую и грузинскую, уже со значением «певца-поэта»[5]. Среднеазиатский тюркский поэт-мистик XII века Ахмед Ясави в своём стихотворении «Влюблённые в правду» называл «ашиками» суфийских дервишей[6].

Ашугская традиция в азербайджанской культуре начинает развиваться с XV-XVI вв.[7], когда жил и творил ашуг Гурбани, но само искусство имеет более древнюю историю, например озаны творили ещё в X—XI вв[1].