Итальянский грот


Италья́нский грот (известен также как грот «Руины», павильон-руина «Грот») — мемориальное и декоративное сооружение в Александровском саду у подножия Средней Арсенальной башни Московского Кремля. Грот был сооружён по проекту архитектора Осипа Бове в 1821 году в память о московских разрушениях 1812 года. Своё название — «Руины» — постройка получила в связи с тем, что при её строительстве использовались обломки зданий, разрушенных французскими войсками[1][2][3].

В 1820—1823 годах шла работа над устройством мемориального парка у стен Кремля — Александровского сада. В 1821-м у подножия Средней Арсенальной башни по проекту Осипа Бове был сооружён Итальянский грот (или грот «Руины»), символизирующий возрождение Москвы после опустошительного пожара 1812 года. Грот врезан в искусственный холм — бастион (больверк), который был насыпан при подготовке Кремля к обороне от несостоявшегося шведского нападения во время Северной войны[4][2].

Искусственные пещеры были частым элементом садово-парковой архитектуры XIX века. Помимо мемориальной, грот выполнял также увеселительные функции и служил украшением Александровского сада. По свидетельствам историков, в XIX веке над гротом был устроен павильон, в котором по праздникам играл оркестр[5][6].

Во время коронационных мероприятий Итальянский грот украшался вместе со Средней Арсенальной башней. Например, во время коронации Александра III постройка была освещена бенгальскими огнями и разнообразной иллюминацией, рядом работал фонтан[7].

Памятник представляет собой искусственную пещеру, образованную каменным сводом и четырьмя белыми дорическими колоннами. На архитраве приземистой колоннады расположены барельефы с символами воинской славы и изображениями гиппокампусов, мифологических лошадей с рыбьими хвостами[3]. Грот выполнен в форме полукруглой арки из красного кирпича и чёрного гранита, а в его стены вмонтированы детали разобранных после пожара московских зданий. В качестве декоративного оформления использовались также обломки пьедесталов, колонн и каменные ядра. Над гротом помещены фигуры львов[4][2].

Романтический силуэт грота визуально разбивает единую линию стен Кремля[8]. По мнению историка и краеведа Петра Сытина, «имитация ветшающей древности, создающая наглядный образ уходящего времени, должна была придать постройке грустное очарование в духе театрального романтизма садово-парковых ансамблей того времени»[5]. Построенный в форме белокаменной раковины, грот стал последним образцом русского классицизма в кремлёвском ансамбле[9][10].