Кеманча


Кеманча́ или кяманча́[2] (перс. کمانچه‎‎ — от «каман» — смычок[3]; азерб. Kamança; арм. քամանչա) локальные разновидности: понтийская лира, каманча, кеменче, кемендже, кеменджеси, кеменча, кяманча, кемендзес, кементсия, кеман, гиджак) — струнный смычковый музыкальный инструмент типа лютни с длинной шейкой[4]. Кеманча распространена в Азербайджане, Армении, Греции, Грузии, Дагестане, Иране и др. странах. Кеманча — обязательный инструмент в ансамблях профессиональной традиционной музыки Востока (иранского дестгяха, азербайджанского мугама, иракского макама[5], армянского ашугского искусства и т. д.). Используется также как сольный инструмент. В 2017 году искусство игры на кеманче и мастерство его изготовления было включено от Азербайджана и Ирана в список шедевров устного и нематериального культурного наследия ЮНЕСКО.

Из всех людьми хваленных лир полней звучишь ты, каманча!
Кто низок, не иди на пир: пред ним молчишь ты, каманча!
Но к высшему стремись: весь мир, всех покоришь ты, каманча!
Тебя не уступлю я: мне — принадлежишь ты, каманча!

Различают по меньшей мере 3 группы отдельных инструментов, общим для которых является наличие трёх струн (в базовых формах), вертикальное положение инструмента во время игры и схожесть (в некоторых случаях отдалённая) в форме.

Считается, что именно этот инструмент является родоначальником всех остальных нынешних видов и локальных аналогов кеманчи. Изображения и описания персидской кеманчи стабилизируются к XV веку (наиболее ранние относятся к XIII веку)[7].

Шейка персидской кеманчи прямой и округлой формы с крупными колками. Дека из тонкой змеиной, рыбьей кожи или бычьего пузыря. Смычок лукообразный с конским волосом. Кеманча классического вида оснащена тремя струнами квартовой настройки. Существуют инструменты с другим количеством струн (например, двух- и четырёхструнные), других настроек. Чаще всего четырёхструнная кеманча настраивается по квартам и квинтам; впрочем, общепринятого метода настройки кеманчи нет. В Тегеране кеманчу настраивают так же как и скрипку, по квинтам, e2-a1-d1-g.

Ладки на грифе отсутствуют, что позволяет легко подстраиваться к тару. Безладовая кеманча, кроме того, предоставляет музыканту практически безграничные возможности орнаментики, в том числе путём извлечения экмелических звуков и тонких микроинтервалов.