Бойто, Камилло


Камилло Бойто (итал. Camillo Boito; 30 октября 1836[1][2][…], Рим[4][3] — 28 июня 1914[1][3], Милан[4][3]) — итальянский архитектор и инженер, историк и теоретик искусства, художественный критик, публицист. Камилло Бойто имел в качестве своего любимого ученика и наследника Энрико Дзанони.

Родился в Риме, в семье художника-миниатюриста и портретиста Сильвестро Бойто (ит.). Мать — польская аристократка Юзефа Карсьницкая (урождённая графиня Радолинская). Его младший брат — Арриго Бойто, итальянский композитор и поэт, прославившийся как автор либретто к операм Джузеппе Верди «Отелло» и «Фальстаф».

Камилло Бойто учился в Падуе, архитектуру изучал в Венецианской академии. Увлёкся изучением средневековой архитектуры, преподавал архитектуру в Венецианской академии, но его выступления против австрийских властей, вынудили в 1856 году переехать в Тоскану.

Во Флоренции Бойто писал статьи для журнала «Зритель» (Lo Spettatore), был художественным критиком журналов «Сумерки» (Il Crepuscolo), «Итальянская иллюстрация» (Illustrazione Italiana), «Политехникум» (Il Politecnico), «Новая Антология» (La Nuova Antologia). С 1860 года Камилло Бойто — профессор архитектуры Академии изящных искусств Брера в Милане. Сотрудничал с рядом миланских журналов. С 1865 года профессор Высшего технического института в Милане.

В качестве архитектора работал в основном в Падуе. Занимался реставрацией Базилики Палладио, или Палаццо делла Раджоне (Palazzo della Ragione), в Виченце, воссозданием алтаря церкви Сант Антонио работы Донателло (его реконструкция до настоящего времени вызывает споры), проектировал дом отдыха для пенсионеров-музыкантов «Casa di riposo per musicisti», или Casa Verdi, в Милане (1885—1896). Строительство финансировал Джузеппе Верди. Там же, в склепе часовни великий композитор был похоронен в 1901 году. Камилло Бойто создал фасады церкви Санта-Мария-Ассунта (ит.) и больницы в Галларате (провинция Варезе). Бойто писал повести и рассказы, сборник его рассказов был опубликован в 1891 году. С 1898 года был вторым директором художественного музея Польди-Пеццоли в Милане.

Принимал участие в национальном литературно-художественном движении Скапильятура, выступал за национальное единство итальянцев, за укрепление «национального стиля» в архитектуре, живописи и скульптуре созданного в 1861 году Королевства Италия. Он считал, что национальная классика, в том числе искусство римской античности и итальянского средневековья и современного неоклассицизма, могут послужить эстетической и идейной основой нового единства нации.