Катастрофа Ил-62 под Дмитровом


Катастро́фа Ил-62 под Дмитровом — крупная авиационная катастрофа, произошедшая вечером в пятницу 13 октября 1972 года в Московской области на берегу Нерского озера. Авиалайнер Ил-62 предприятия «Аэрофлот» выполнял международный рейс SU217 по маршруту ПарижЛенинградМосква, но при заходе на посадку в пункте назначения врезался в землю в 11,9 километра от аэропорта Шереметьево[1]. Погибли все находившиеся на его борту 174 человека (164 пассажира и 10 членов экипажа).

Эта авиакатастрофа являлась крупнейшей в истории человечества до 22 января 1973 года (когда в катастрофе Boeing 707 в Кано погибли 176 человек), крупнейшей в истории СССР до 11 августа 1979 года, когда произошло столкновение над Днепродзержинском, и крупнейшей в истории России до 11 октября 1984 года, когда произошла катастрофа Ту-154 в Омске (в обеих погибло по 178 человек).

Ил-62 (регистрационный номер CCCP-86671, заводской 70301, серийный 03-01), по имеющимся данным, был выпущен Казанским авиазаводом имени С. П. Горбунова 25 мая 1967 года[2][3]. В июне того же года он демонстрировался на международном авиасалоне в Ле-Бурже (Париж, Франция)[4]. В некоторых источниках указано, что самолёт был построен 28 мая 1968 года, но это, вероятно, на самом деле дата его передачи МГА СССР (выполняло полёты под фирменным наименованием «Аэрофлота»), которое в свою очередь направило борт СССР-86671 в Шереметьевский ОАО (217-й лётный отряд) Центрального управления международных воздушных сообщений, куда он и поступил к 14 июня. С июня по октябрь 1969 года лайнер эксплуатировался объединением «Аэрофлота» и Československé aerolinie a.s. (ČSA). Оснащён четырьмя турбовентиляторными двигателями НК-8-4 СНТК имени Н. Д. Кузнецова. На день катастрофы совершил 1674 цикла «взлёт-посадка» и налетал 4374 часа[2][3][5].

Ил-62 борт СССР-86671 выполнял международный пассажирский рейс SU217 из Парижа в Москву с промежуточной посадкой в Ленинграде. Относительно посадки в Ленинграде встречаются данные, что московский аэропорт Шереметьево был закрыт из-за сложных погодных условий (туман), поэтому экипаж направился на запасной аэродром, которым и был ленинградский аэропорт Шоссейная (так тогда назывался аэропорт Пулково); по другим данным, посадка в Ленинграде была плановой, а далее должен был выполняться уже внутренний рейс (возможно, SU2436). За время стоянки в Ленинграде с самолёта сошла часть пассажиров, а вместо них на борт сели новые, купившие билеты до Москвы. Также в Ленинграде из багажного отсека выгрузили доставленный из Парижа гроб с прахом известного композитора Александра Глазунова (позже его перезахоронят в Александро-Невской лавре). В 20:59[* 1] рейс 217 со 164 пассажирами и 10 членами экипажа на борту вылетел из аэропорта Шоссейная и, поднявшись до 9000 метров, направился к Москве[1][5].