Катастрофа Ту-154 в Алма-Ате


Катастрофа Ту-154 в Алма-Ате — крупная авиационная катастрофа, произошедшая в ночь на вторник 8 июля 1980 года на восточной окраине Алма-Аты. Авиалайнер Ту-154Б-2 авиакомпании «Аэрофлот» выполнял внутренний рейс SU-4225 по маршруту Алма-Ата—Ростов-на-ДонуСимферополь, но через 1 минуту и 40 секунд после взлёта рухнул на землю и полностью разрушился. Погибли все находившиеся на его борту 166 человек (156 пассажиров и 10 членов экипажа), также ещё 9 человек на земле получили ранения.

Ту-154Б-2 (регистрационный номер СССР-85355, заводской 79А-355, серийный 0355) был выпущен Куйбышевским авиационным заводом (КуАПО) 20 июля 1979 года и через 6 дней (26 июля) был передан авиакомпании «Аэрофлот» (Алма-Атинский ОАО Казахского Управления гражданской авиации). Оснащён тремя турбовентиляторными двигателями НК-8-2У производства КМПО. На день катастрофы совершил 1124 цикла «взлёт-посадка» и налетал 2438 часов. Ввиду малого срока эксплуатации (чуть менее года), крупных ремонтов не проходил[1].

Самолётом управлял опытный экипаж из 218-го лётного отряда (Алма-Атинский объединённый авиаотряд), его состав был таким:

На борту самолёта находились 156 пассажиров — 126 взрослых и 30 детей. Взлётный вес лайнера составлял 97 тонн.

В 00:38 по местному времени рейс SU-4225 совершил взлёт из аэропорта Алма-Аты с магнитным курсом 230° и начал набор высоты. На высоте 120 метров при скорости 320 км/ч экипаж начал убирать механизацию крыла. На высоте 150 метров закрылки были выпущены на 5°, предкрылки на 12°, стабилизатор установлен на −1° и убраны шасси, когда самолёт начал неожиданное быстрое снижение и появился крен вправо 18°. Экипаж сразу устранил крен, но предотвратить потерю высоты не удалось.

Через 113 секунд после начала разбега по ВПП, несмотря на максимальную тягу двигателей, лайнер с тангажом +6° на скорости 400 км/ч и с вертикальной скоростью 2-3 м/сек врезался в пшеничное поле в 3396 метрах юго-западнее торца взлётной полосы в 60 метрах правее её створа. Отскочив от земной поверхности и повернув вправо на 8°, самолёт пролетел ещё 86 метров и рухнул на поле второй раз. Проскользив по нему 63 метра, авиалайнер опять оторвался от земли и пролетел ещё 80 метров, а затем упал на землю.