Катастрофа A321 над Синайским полуостровом


Катастрофа A321 над Синайским полуостровом — крупная авиационная катастрофа, произошедшая в субботу 31 октября 2015 года над центральной частью Синайского полуострова. Остаётся одновременно крупнейшей авиакатастрофой в истории Египта и самолётов семейства Airbus A320[1], крупнейшей авиакатастрофой 2015 года, а также самой массовой гибелью граждан России в авиакатастрофе за всю историю мировой авиации[2][3].

Авиалайнер Airbus A321-231 российской авиакомпании «Когалымавиа» (торговая марка «Metrojet») был зафрахтован туристическим оператором «Brisco» и выполнял чартерный рейс 7К-9268 по маршруту Шарм-эш-ШейхСанкт-Петербург[4][5], но через 23 минуты после взлёта с экипажем была потеряна радиосвязь, а сам лайнер исчез с радаров[6]. Поисковые группы египетского правительства обнаружили обломки самолёта около Нахля; погибли все находившиеся на его борту 224 человека — 217 пассажиров и 7 членов экипажа[7][8][9]. По данным ФСБ РФ, в хвостовой части самолёта произошёл взрыв самодельного взрывного устройства (СВУ)[10][11].

Ответственность за теракт в первые дни после катастрофы взяло на себя Синайское подразделение террористической группировки «Исламское государство» (ИГ)[12][13][14][15]. Впоследствии было установлено, что СВУ находилось в отсеке негабаритного багажа в хвостовой части лайнера, куда оно было незаметно заложено и замаскировано нагромождением детских колясок и багажа сообщником террористов — сотрудником сервисной службы аэропорта Шарм-эш-Шейха[16][17].

Airbus A321-231 (регистрационный номер EI-ETJ, серийный — 663) был выпущен весной 1997 года и 9 мая совершил свой первый полёт; на период испытаний носил временный бортовой номер D-AVZK. Далее авиалайнер передали заказчику — американской лизинговой компании «International Lease Finance Corporation (ILFC)», которая к 27 мая сдала его в лизинг ливанской авиакомпании Middle East Airlines (MEA), в которой он получил бортовой номер F-OHMP, а его салон имел пассажировместимость 149 мест: 31 — бизнес-класса и 118 — эконом-класса (C31Y118). Всего данной авиакомпанией лайнер эксплуатировался 6 лет, прежде чем в мае 2003 года вернулся к ILFC[18][19]. 16 ноября 2001 года (за 14 лет до катастрофы) при посадке в аэропорту Каира пилоты слишком высоко подняли его нос, в результате чего хвостовая часть опустилась настолько низко, что ударилась о землю; впоследствии хвостовая часть была отремонтирована[20][21].

2 июня 2003 года уже под бортовым номером TC-OAE лайнер сдали в лизинг турецкой авиакомпании Onur Air. Пассажирский салон при этом подвергся модернизации, в результате которой за счёт уплотнения кресел его пассажировместимость возросла до 220 мест, все — экономкласса (Y220). Сама Onur Air с января по 5 апреля 2007 года и с 30 ноября 2007 по 24 января 2008 года сдавала лайнер в сублизинг саудовской Saudi Arabian Airlines, а с 30 июля по 29 сентября 2010 года — сирийской Cham Wings Airlines. К весне 2012 года борт TC-OAE вернулся к ILFC[19][22].