Airbus A321


Airbus A321 — член семейства узкофюзеляжных коммерческих пассажирских двухдвигательных реактивных авиалайнеров Airbus A320 малой и средней дальности; может перевозить от 185 до 236 пассажиров. Он имеет удлинённый фюзеляж, основанный на базовом A320. Эксплуатация самолёта началась в 1994 году, примерно через шесть лет после A320. Самолёт имеет схожую с другими самолётами семейства Airbus A320 конструкцию, что позволяет пилотам других авиалайнеров семейства A320 управлять самолётом без необходимости переобучения.

В декабре 2010 года Airbus анонсировала новое поколение семейства A320, A320neo. A320neo имеет новые двигатели, что снижает расход топлива на 15% и повышает дальность полёта[1]. Вариант A321neo имеет удлинённый фюзеляж и винглеты (называемых Airbus шарклетами (англ. Sharklets)). A321neo перевозит до 244 пассажиров с максимальной дальностью полёта 7400 километров.

Окончательная сборка самолётов происходит в Гамбурге, Германия, и в Мобиле, Алабама (США). На 28 февраля 2023 года всего поставлено 2749 авиалайнеров А321. American Airlines — крупнейший эксплуатант Airbus A321, парк которого насчитывает 288 самолёта этой модели.

Первый полёт Airbus A321 состоялся 11 марта 1993 года, когда самолёт с регистрационным номером F-WWIA поднялся в воздух с двигателями IAE V2500, второй самолёт, оснащенный CFM56-5B, поднялся в воздух в мае 1993 года. Lufthansa и Alitalia были первыми, кто заказал Airbus А321, по 20 и 40 самолётов соответственно. Первый самолёт A321 авиакомпании Lufthansa прибыл 27 января 1994 года, а Alitalia получила свой первый самолёт 22 марта того же года.

Окончательная сборка A321 была произведена в восточной Германии. Впервые Airbus проводила сборку самолёта вне Франции[2]. Это произошло после спора между французами, которые утверждали, что переезд обойдется в 150 000 000 долларов (135 000 000 евро) на ненужные расходы, связанные с новым заводом[3], и немцы, которые утверждали, что это будет более продуктивным для Airbus в долгосрочной перспективе. Вторая производственная линия была расположена в Гамбурге, где позже производились меньшие по размеру Airbus A319 и A318.

A321 — самый крупный самолёт семейства A320[4]. Длина A321-200 превышает 44,5 м (146 футов), что увеличило максимальную взлётную массу до 93 000 кг (205 000 фунтов)[3]. Размах крыла остался неизменным, но на кончиках крыльев появились законцовки крыла (винглеты).


Аварийные люки над крыломruen A320 были заменены дверями перед крыльями и за ними у A321
Некоторые самолёты A321neo всё же сохранили люки над крылом