Airbus A318


Airbus A318 — самый маленький самолёт в семействе ближне- и среднемагистральных узкофюзеляжных пассажирских самолётов Airbus A320, производимых компанией Airbus. A318 способен перевозить до 132 пассажиров и имеет максимальную дальность полёта 5700 км[3]. Окончательная сборка самолётов производится на заводе в Тулузе.

Самолёт имеет общий сертификат типа с остальными моделями семейства Airbus A320, что позволяет пилотам A320 пилотировать его без дополнительного обучения. Является самым большим коммерческим самолётом, сертифицированным Европейским агентством авиационной безопасности для выполнения крутого захода на посадку, что позволяет ему выполнять полёты из таких аэропортов, как Лондон-Сити[4].

A318 поступил в эксплуатацию в июле 2003 года; первым заказчиком стала авиакомпания Frontier Airlines. По сравнению с другими моделями семейства Airbus A320 он продаётся в незначительных количествах — на 30 ноября 2012 года было продано лишь восемьдесят самолётов. К ноябрю 2015 года последние из восьмидесяти самолётов были собраны и переданы заказчикам. Дальнейших заказов на эту модель не поступало.

Первым самолётом семейства A320 стала модель A320, проект которой был официально запущен в марте 1984 года, а первый полёт состоялся 22 февраля 1987 года[5]. Затем семейство было расширено за счёт моделей A321 (начало производства — 1994 года), A319 (1996 года) и A318 (2003 года). A320 стал первым гражданским самолётом с цифровой электродистанционной системой управления «fly-by-wire» и боковыми ручками управления вместо штурвалов.

A318 стал результатом проведённых в середине 1990-х годов совместных исследований AVIC, Singapore Technologies Aerospace, Alenia и Airbus по разработке 95-125-местного самолёта. Программа называлась AE31X предусматривала создание 95-местного самолёта AE316 и 115-125-местного AE317[6]. AE316 должен был иметь длину 31,3 м, AE317 — 34,5 м. Предусматривалась установка двигателей BMW Rolls-Royce BR715, CFM56-9 и Pratt & Whitney PW6000 тягой от 78 до 90 кН. Максимальный взлётный вес планировался 53,3 т для меньшей модели и 58 т для AE317. Дальность полёта должна была составлять 5200 и 5800 км соответственно. Оба варианта имели размах крыла 31 м и кабину пилотов идентичную A320. Стоимость разработки оценивалась в 2 млрд долларов, а производство планировалось разместить в Китае[7].

Изначально самолёт назывался A319M5, поскольку являлся версией A319 укороченной на 79 см перед крылом и на 1,6 м позади крыла[8]. Окончательный вариант представлял собой 107-местную 2-классную компоновку и дальность до 6850 с новыми законцовками крыла типа Sharklets[3]. В производстве самолёта предусматривалось использование лазерной сварки, устраняющей необходимость использования тяжёлых заклёпок и болтов. A318 на шесть метров короче и на 3 т легче модели A320. Чтобы компенсировать меньший момент рыскания киль самолёта увеличили на 75 см. Пилоты, имеющие допуск на другие модели семейства A320, могут без переобучения пилотировать A318.