Кеяниды


Кеяниды или Каяниды (перс.: دودمان کیانیان) — мифическая династия в персидской традиции и фольклоре, которая предположительно правила после Пишдадидов. Каянские цари являются героями Авесты, священных текстов зороастризма и Шахнаме, национального эпоса Ирана, Афганистана и Таджикистана.

Как эпитет царей и причина того, что династия носит такое название, в пахлави 𐭪𐭣 и фарси kay (ан) происходит от авестийского kavi (или kauui) «царь», а также «поэт-жрец» или «поэт-священник». Kavi, возможно, означало проницательного модника в прото-индо-иранском языке, а впоследствии приобрело значение «поэта» в индийском и «воина», «царя» в персидском. Это слово также этимологически связано с авестийским понятием «Фарн» (kavaēm kharēno), «божественной королевской славы», которой, как говорили, обладали цари Кеянидов. Корона Киани — это физическое проявление этой веры.

Самое раннее известное предзнаменование основных легенд о кеянидских царях появляется в Яштах Авесты, где династы приносят жертвы богам, чтобы заручиться их поддержкой и обрести силу в бесконечной борьбе со своими врагами, Анеранами (не-арийцы, иногда идентифицируемые как туранцы).

В 5-м Яште, 9.25, 17.45-46 Хосрова, кеянидский царь, позже известный как Кей-Хосров, вместе с Зороастром и Замаспом (главный покровитель Зороастра Виштаспа, другой кеянидский царь) поклоняются в Аирйанэм-Ваэджа. В повествовании говорится, что царь Кей-Хосров объединил различные арийские (иранские) племена в одну нацию (Яшт 5.49, 9.21, 15.32, 17.41).

К концу периода Сасанидов Хосров II (590—628, названный в честь Кея-Хосрова из легенды) приказал составить легенды о Кеянидах. Результатом стал Хвадай-Намаг или «Книга правителей» — длинная историография иранского народа от первобытного Гайомарта до правления Хосрова II, с событиями, организованными в соответствии с предполагаемой последовательностью царей и королев, числом пятьдесят.

Компиляция могла быть вызвана опасениями по поводу ухудшения национального духа. В 535—536 годах произошли катастрофические глобальные климатические изменения и Юстинианова чума, и иранцы нашли бы столь необходимое утешение в собранных легендах своего прошлого.