Кларк, Матвей Егорович


Матве́й Его́рович Кла́рк (англ. Matthew Clark; 17761846) — российский инженер-литейщик, обер-берггауптман 4-го класса[2], управляющий Александровским чугунолитейным заводом в Санкт-Петербурге.

Выходец из Шотландии, представитель рода Кларков, одаренный инженер и организатор, прошедший путь от слесарных дел мастера до управляющего, Кларк целиком посвятил себя инженерному делу и металлоконструкциям.

С 1824 года — смотритель Санкт-Петербургского чугунолитейного завода (ныне «Кировский завод»). В 1826—1842 годах директор Александровского литейного завода (ныне «Пролетарский завод»). В 1830 году под руководством Кларка построен один из первых русских пароходов «Нева», в 1834-м — первая металлическая подводная лодка. Жил на казённой квартире при Александровском заводе на Шлиссельбургском тракте[3].

С 1832 года он состоял членом технического комитета и руководил ходом работ в механических мастерских Петербургского технологического института[2].

Александровский завод был перенесён на седьмую версту Шлиссельбургского тракта с Петергофской дороги после разрушительного наводнения 1824 года и отстроен заново под руководством его первого директора Матвея Кларка[4], который во многом определил планировочное решение всего предприятия. Кларк активно сотрудничал с выдающимися русскими архитекторами, среди которых Карл Росси, Адам Менелас и Василий Стасов, с которым Кларка связывала личная дружба. Оригинальные конструкции нашли применение в Александринском театре. После пожара Зимнего дворца Кларк спроектировал металлические конструкции перекрытия дворца[5]. Спроектированная им двутавровая эллиптическая балка также нашла применение при строительстве зданий Нового Эрмитажа и реконструкции Малого Эрмитажа. Закончил службу в чине обер-берггауптмана 4-го класса (в армейской службе это соответствовало генерал-майору)[6].