Курватура


Курвату́ра (от лат. curvatura — кривизна) — собирательное обозначение различных приёмов архитектурной композиции, заключающихся в намеренном отступлении от строгой симметрии, геометрических форм, прямых линий и плоскостей[1].

Курватуру стали применять древнегреческие строители для устранения оптических искажений при восприятии зданий в ракурсах, вблизи и при ярком солнечном свете, а также для усиления пластической выразительности архитектуры. Вопреки позднейшему латинскому названию римляне применяли курватуру реже, чем древние греки, предпочитая прямые линии, ясные очертания и рациональное пропорционирование планов и фасадов зданий.

Первым курватуру античной архитектуры обнаружил и исследовал методом натурных обмеров английский архитектор и археолог Френсис Пенроуз. Он открыл энтазис колонн, показал намеренную кривизну ступеней и антаблемента Парфенона афинского Акрополя[2]. Британское Общество дилетантов заинтересовалось его открытиями и в 1846 году повторно направило Пенроуза в Грецию, чтобы их подтвердить[3].

Главным сотрудником Френсиса Пенроуза в области архитектурных измерений был Томас Уилсон из Линкольна. Они завершили свою работу в мае 1847 года. В 1878 году Джон Пеннетхоум опубликовал монографию «Геометрия и оптика античной архитектуры» (Geometry and Optics of Ancient Architecture), основанную на обмерных данных, собранных Пенроузом. В 1847 году Общество дилетантов опубликовало труд Пенроуза «Аномалии в конструкции Парфенона» (Anomalies in the Construction of the Parthenon), в 1851 году появилась его фундаментальная работа «Принципы афинской архитектуры» (Principles of Athenian Architecture), полное издание было выпущено в 1888 году. Исчерпывающие обмеры, сделанные Пенроузом, окончательно установили: «То, что кажется параллельным или прямым в греческой архитектуре лучшего периода, обычно не является ни прямым, ни параллельным, а изогнутым или наклонным. Он решил загадку, о которой свидетельствовали все комментарии Витрувия»[4].

В августе 1864 года греческий архитектор Эрнст Циллер представил своё исследование курватуры в античной архитектуре: «Об изначальном существовании кривизны Парфенона» (Ueber die ursprüngliche Existenz der Curvaturen des Parthenon), во многом основанное на обмерах древнегреческих храмов: Парфенона и Тесейона (ныне Храм Гефеста), проведённых Пенроузом. При составлении учебных программ Королевской школы искусств Циллер впервые ввёл разделы о «курватуре древних». Статью «Об изначальном существовании кривизны Парфенона», опубликованную в 1865 году, он дополнил инструкциями по созданию изогнутых горизонталей для практического использования в современном строительстве[5]. Против теории об изначальной курватуре античных построек выступил Карл Бёттихер, опубликовавший в 1852 году работу по тектонике древнегреческой архитектуры (Die Tektonik der Hellenen), однако это не повлияло на признание концепции Пенроуза-Циллера, которая до настоящего времени считается безупречной.