Лемуан, Франсуа


Франсуа́ Лемуа́н, Ле Муан (фр. François Lemoyne, Le Moine; 1688, Париж — 4 июня 1737, Париж) — французский живописец, рисовальщик и гравёр, академик Королевской академии живописи и скульптуры. С 1736 года первый художник короля Людовика XV; выдающийся представитель французского стиля Регентства и раннего рококо, создатель композиций на мифологические сюжеты, наставник Франсуа Буше и Шарля-Жозефа Натуара[1].

Франсуа Лемуан был сыном Мишеля Ле Муана (ранняя форма фамилии), норманнского происхождения, работавшего почтальоном в Королевском доме (Maison du Roi), и Франсуазы Довен, парижанки, которая вышла замуж за Франсуа 8 октября 1687 года. Отец Франсуа умер, когда он был ещё ребенком. Его мать снова вышла замуж в июле 1693 года за художника-портретиста Робера ле Врак де Турньера, ставшего первым учителем рисования для Франсуа[2].

В 1701 году в возрасте тринадцати лет Франсуа поступил учеником в Королевскую академию живописи и скульптуры и стал учеником живописца Луи Галлоша. В академии Лемуан оставался до 1713 года, несмотря на то, что его временно исключили из класса живописи по причине дерзкого поведения. Восстановленный после официальных извинений, в 1711 году он получил Римскую премию, которая из-за нехватки средств так и не была выплачена.

В 1718 году после представления картины «Геркулес и Какус», вызвавшей хвалебныe отзывы, он был принят в члены Королевской академии. В это время у него появились ученики: Франсуа Буше и Шарль-Жозеф Натуар. В конце 1722 года Жан-Батист Массе предложил Лемуану обширную работу вместе с Галлошем, Наттье и молодым Буше по переводу в гравюры картин Шарля Лебрена, выполненных для салонов Версаля. В 1722 году Франсуа Лемуан познакомился с Франсуа Берже, оказавшим влияние на его творчество. В 1723—1724 оба молодых художника совершили длительное учебное путешествие по Италии, посетив Рим, Болонью, Неаполь и Венецию. Большое впечатление на них произвели произведения Корреджо.

Вернувшись в Париж в августе 1724 года, Лемуан открыл собственную мастерскую и вёл жизнь свободного художника. Он расписывал плафоны в церкви Святого Фомы Аквинского при якобинском монастыре (L’église des Jacobins, 1723) и капеллы Девы Марии церкви Сен-Сюльпис в Париже. В дополнение к религиозным композициям он также написал множество картин на мифологические сюжеты, такие как «Геркулес и Омфала» (1724), «Венера и Адонис» (1729), «Купание Венеры», «Персей и Андромеда» (1723). Во время итальянского путешествия Лемуан создал один из своих шедевров: «Геракл и Омфала», в котором одновременно ощущаются влияния Веронезе, Корреджо и Пьетро да Кортона.