Метрострой (компания)


ОАО «Метрострой» (официальное название — «ОАО по строительству метрополитена в городе Санкт-Петербурге „Метрострой“») — бывшая советская ленинградская, а затем российская петербургская строительная компания, чьей основной специализацией было строительство тоннелей и инженерных сооружений для Петербургского метрополитена[3].

Была основана в Ленинграде 21 января 1941 года как «Строительство № 5 НКПС» приказом народного комиссара Лазаря Кагановича. После Великой Отечественной войны 3 декабря 1946 года была преобразована в «Ленметрострой». 13 января 1993 года после приватизации компания стала акционерным обществом «Метрострой».

До своего упразднения была монополистом строительства метро в городе: все 72 станции, существующие по сей день, были возведены предприятием[3]. Помимо метро компания занималась: строительством КЗС Петербурга, проектом подземной части второй сцены Мариинского театра, строительством тоннеля под Сайменским каналом для Северного потока, постройкой градирни и здания реактора энергоблоков № 1 и № 2 ЛАЭС-2, достройкой Крестовского стадиона и строительством Яхтенного моста.

«Метрострой» был, как предполагают СМИ, намеренно ликвидирован 31 августа 2021 года в связи с банкротством (несмотря на это, он по-прежнему обладает активами[4])[5], после чего бо́льшая часть его сотрудников и активов перешла в новосозданное предприятие «Метрострой Северной Столицы», чьими учредителями стали правительство Санкт-Петербурга и группа ВТБ[6]. По состоянию на ноябрь 2023 года банкротство «Метростроя» не завершено[7]; арбитражным судом Петербурга и Ленинградской области наложен запрет на продажу имущества компании[8]. Несмотря на попытку перевести метростроение в Санкт-Петербурге под контроль города, целью которого и было создание «Метростроя Северной Столицы»[9], после того, как куратором метростроения в Санкт-Петербурге был назначен Комитет по строительству[10], у компании «Метрострой Северной Столицы», аналогично обанкроченному ОАО «Метрострой», начались судебные разбирательства с городом[11].

История предприятия тесно связана с историей Петербургского метрополитена. Решение о сооружении метро в Ленинграде было утверждено 21 января 1941 года приказом Народного комиссара Лазаря Кагановича за № 27 «О создании Строительства № 5 НКПС»[12]. Первым начальником строительства метро стал Иван Георгиевич Зубков. Работы по сооружению метро прервала Великая Отечественная война. После начала войны «Строительство № 5 HKПС» переключилось на строительство оборонительных сооружений вокруг Ленинграда. Пройденные стволы и выработки, пришлось затопить, спасая от обрушения[13]. Во время войны метростроевцы строили тупики и склады, железнодорожные ветки и портовые сооружения в осажденном Ленинграде. После окончания войны, 3 декабря 1946 года приказом № 795/ЦЗ, организуется Ленинградский филиал «Метропроект» — «Ленметропроект»[14], а также «Строительство № 5 HKПС» преобразовывается в «Ленметрострой».