Леопард 1


«Леопард 1» (нем. Leopard 1) — основной боевой танк, и его модернизированные варианты, состоявшие на вооружении ВС ФРГ, до 1980-х годов, а также в вооружённых силах Нидерландов, Бельгии, Норвегии, Дании, Австралии и Италии, где он собирался по лицензии.

Танк до настоящего времени находится на вооружении танковых формирований сухопутных войск вооружённых сил различных государств мира и постоянно модернизируется. Находился на вооружении ВС ФРГ (бундесвер) вплоть до 2010 года. Ему на смену пришёл «Леопард-2».

История создания «Леопарда» уходит в 1956 год, когда Италия, Франция и Западная Германия (ФРГ) решили совместно разработать основной танк, который мог бы составить конкуренцию по огневой мощи, подвижности и бронезащите основным танкам государств — участников Варшавского Договора. В 1965 году опытные образцы были собраны в Германии (Франция отказалась сотрудничать), и после комплексных испытаний была выбрана модель Ф. Порше. Производство началось в 1965 году на заводе Krauss-Maffei. Леопард стал основным танком ВС ФРГ, а также в Нидерландах, Бельгии, Норвегии, Дании, Австралии и Италии, где этот танк собирался по лицензии.

Когда бундесвер реформировался, он имел на вооружении американские средние танки М47 и М48, оба с 90-мм пушкой. Было принято решение, что танки М47 должны быть заменены более современными танками со 105-мм пушкой, были выбраны две группы конструкторов (названные A и Б), чтобы создать прототипы боевой машины для сравнительных испытаний. В это же время Франция создала прототипы танка AMX-30 для замены своих танков американской поставки М47. Ожидалось, что либо новый западногерманский танк, либо AMX-30 станет единым основным танком в обеих армиях, но дело кончилось тем, что каждая из них пошла своим путём. В ФРГ продолжение работы над конструкцией группы A привело к стандартизации танка, названного «Леопард».

Первая партия танков выпущена немецкой фирмой KraussMaffei в Мюнхене в сентябре 1965 года. Всего было выпущено более 4744 основных и 1741[2] специальных танков, различных модификаций. В дальнейшем работы по модернизации танка реализовывались в рамках многонациональной программы NATO, в которой, помимо ФРГ, принимали участие военные ведомства и предприятия оборонной промышленности ещё пяти стран, в том числе Дания, Норвегия, Италия, Бельгия, Нидерланды[3].

«Леопард» выполнен по классической компоновке, с размещением моторно-трансмиссионного отделения в кормовой, отделения управления — в передней и боевого отделения — в средней части машины. Экипаж танка состоит из четырёх человек: механика-водителя, командира, наводчика и заряжающего.