Леписье, Никола Бернар


Никола́ Берна́р Леписье́ (фр. Nicolas-Bernard Lépicié; 16 июня 1735, Париж, Королевство Франция15 сентября 1784, там же) — французский живописец и рисовальщик, академик (с 1769; ассоциированный член с 1764) и профессор (с 1777; адъюнкт-профессор с 1770) Королевской Академии живописи и скульптуры в Париже. Сын гравёра и историографа Франсуа Бернара Леписье, видный жанрист позднего рококо и неоклассицизма.

Никола Бернар родился в Париже в семье художников: рисовальщиков и гравёров: Франсуа Бернара Леписье и Рене-Элизабет Марлье. Изучал искусство гравирования у своего отца, прежде чем был вынужден оставить это занятие из-за слабости зрения и около 1751 года обратился к живописи, которой занимался под руководством Карла (Шарля) Ван Лоо[1].

Получив в 1759 году вторую Римскую премию, он остался работать во Франции. По заданию Королевской академии живописи и скульптуры в 1764 году он написал картину «Сошествие Вильгельма Завоевателя в Англию» (Кан, аббатство Омм). Затем в том же академическом духе — «Крещение Христа» (1765), «Христос и маленькие дети» (1767), «Обращение Саула» (1767). В 1769 году Леписье стал членом Королевской академии за картину «Ахиллес и Кентавр», в 1770 году начал преподавать, а в 1777 году стал профессором живописи. Его учениками были знаменитые художники: Карл (Шарль) Верне, Жан-Фредерик Шалль, Жан-Антуан-Теодор Жиру, Анри-Пьер Данлу, Жан-Батист Реньо и многие другие.

В 1773 году он написал для Военной школы (l’École militaire) картину «Святой Людовик, совершающий правосудие под дубом», и «Снятие с креста», украшающее одну из капелл собора в Шалон-сюр-Сон. Он изображал бытовые сцены и сделал немало рисунков животных. Выполнял гравюры для «Истории Франции», работу, продолженную Жан-Мишелем Моро[2].

В живописи Леписье соединились черты рококо и неоклассицизма «в духе» Ж.-О. Фрагонара и Ж.-Б. С. Шардена[3].

В 1760-х годах Леписье продолжал писать картины на исторические сюжеты, а также «интимные сцены во фламандском стиле, напоминающем Тенирса Старшего и Герарда Терборха»[4].