Литература Боснии и Герцеговины


Литература Боснии и Герцеговины в настоящее время развивается преимущественно на боснийском языке; древнейшие сохранившиеся письменные образцы словесности в Боснии и Герцеговине относятся к XII—XV векам[1][2].

Ранняя литература Боснии и Герцеговины имеет преимущественно церковный уклон и уходит корнями к деятельности славянских просветителей Кирилла и Мефодия, написана преимущественно глаголицей и босанчицей[3]. Сохранились письменные образцы XIV—XV веков: Дивошево Четвероевангелие[босн.], грамота короля Степана Дабиши, Хвалов сборник[1]. В Библиотеке Российской академии наук хранится и более древний документ — Грамота бана Кулина, написанная 29 августа 1189 года[2]. К литературным памятникам относят также эпитафии на стечках, посвящённые темам жизни и смерти[1].

После завоевания Боснии Османской империей литература здесь сосредоточилась, в основном, в местных религиозных общинах и создавалась на арабском, турецком, персидском и хорватском языках. Также в общинах Травника и Сараева сефарды писали еврейские религиозные тексты[4] на иврите и ладино; представляют интерес и сефардские романсы и пословицы, собирателем которых стал Давид Камхи (1834—1920)[5].

На хорватском языке латиницей и босанчицей писали хорваты-францисканцы, среди них Матия Дивкович, Иван Бандулавич[хорв.], Иван Анчич[6], Ловро Шитович, Филип Ластрич[5] и другие.

На турецком языке писали Адни, Дервиш-паша Баезидагич[босн.], Мухамед Неркесия, Херсекли Ариф Хикмет[тур.], Мула Мустафа Бешеския[босн.] и другие. Разные учёные насчитывают до 130—200 литераторов и учёных мусульман-боснийцев этого периода; писали они, в основном, на турецком, в меньшей степени на иранском и в единичных случаях — на арабском[7][5].

После оккупации Боснии и Герцеговины Австро-Венгрией турецкое влияние снизилось, литераторы начали знакомиться с достижениями европейской словесности. Веяние иллиризма отразилось на развитии творчества хорватских писателей-францисканцев (Йован Юкич, Грго Мартич, Мартин Недич), романтизм нашёл своё отражение в творчестве сербских писателей (Сима Милутинович-Сарайлия[серб.]), боснийские мусульмане продолжали обращаться к религиозной тематике (Муса Чатич)[1][5].