Литургия часов


Литурги́я часо́в (от лат. Liturgia horarum) в Римско-католической церкви (латинском обряде) — общее наименование богослужений, должных совершаться ежедневно в течение дня (за исключением Мессы); также книга, содержащая эти богослужения. Название «Литургия часов» утвердилось в ходе литургической реформы после II Ватиканского собора. До этого времени, начиная с VI века, богослужение суточного круга именовалось officium divinum, отсюда закрепившийся в литургике термин оффиций. Книга, по которой совершались службы оффиция, с XI века именовалась «Бревиарием» (breviarium). Используются также названия «богослужебные часы», или просто «часы».

Согласно motu proprio папы Бенедикта XVI Summorum Pontificum (от 07 июля 2007 года) вновь может использоваться Бревиарий, изданный по решению Тридентского собора и последний раз переизданный (с определёнными изменениями) Иоанном XXIII. Таким образом, существует две формы для канонических часов — так называемая «ординарная форма», если богослужения совершаются по книгам, изданным по решению II Ватиканского собора, и «экстраординарная», если те же богослужения совершаются по книгам, изданным по решению Тридентского собора. Далее речь пойдёт в основном об ординарной форме.

Практика чтения часов восходит к иудейскому обычаю читать молитвы в определённые часы дня, например, в книге Деяний Апостолов Пётр и Иоанн пришли в храм «в час молитвы девятый» (Деян. 3:1). В Пс. 118:164 говорится: «Семикратно в день прославляю Тебя за суды правды Твоей».

Структура часов в Восточной и Западной церквях отличается. Основу часов составляют псалмы, однако в восточном обряде для каждого часа[3] определён свой состав псалмов, который не изменяется[4], а для отличения одного дня от другого служат тексты (гимнография) церковных авторов: тропари, стихиры, каноны. Исключение составляют кафизмы — большие разделы Псалтири, последовательно читаемые на вечерне и утрене, а Великим постом и на «малых часах», так что полный круг Псалтири прочитывается, как и в традиционном Римском обряде, за неделю (Великим постом — дважды за неделю).

В западном оффиции основную смысловую нагрузку несут именно псалмы и некоторые библейские песни. Они распределяются по тексту часов с тем расчётом, чтобы: а) в течение определённого периода была прочитана вся Псалтирь; б) текст псалма по возможности наиболее соответствовал дню и часу, когда он читается. В праздничные дни состав псалмов — особый, подобранный в соответствии со смыслом праздника.

Каждый псалом заканчивается кратким славословием (малой доксологией) «слава Отцу и Сыну и Духу Святому, как было в начале[5], ныне и всегда и во веки веков, аминь»[6], в начале и конце псалма поётся антифон, связывающий псалом со смыслом текущего дня или праздника. Из творений святоотеческого периода и более поздних церковных авторов можно отметить гимн, поющийся обычно в начале часа.