Луццаски, Луццаско


Луццаско Луцца́ски (итал. Luzzasco Luzzaschi; ок. 1545, Феррара — 10 сентября 1607, там же) — итальянский композитор, органист, клавесинист, музыкальный педагог. Один из самых значительных мадригалистов и органистов в Италии XVI века.

Учился у Киприана де Роре. С 1561 органист (с 1564 главный органист) при дворе герцогов д’Эсте в Ферраре, фактически выполнял обязанности капельмейстера. Начиная с 1570 (дата приблизительна) занимался организацией закрытых феррарских концертов для высшего света с участием виртуозных певиц (современники называли этот ансамбль Concerto delle Dame), писал для них собственную музыку и выступал там как аккомпаниатор. Среди прочих клавишных инструментов Луццаски играл на головоломно сложном архиклавесине (archicembalo), который сконструировал Н. Вичентино.

После 1597 (год смерти Альфонсо II д'Эсте) сведения о Луццаски крайне скудны; вероятно, он остался в Ферраре на службе у кардинала П. Альдобрандини. Винченцо Галилей назвал Луццаски одним из самых ярких музыкантов Италии своего времени, а Адриано Банкьери — крупнейшим органистом (наряду с Клаудио Меруло). Среди учеников Луццаски — Джироламо Фрескобальди и Дж. Белли.

Определяющую часть наследия Луццаски составляют 5-голосные мадригалы, которые он писал поначалу в «старой» имитационно-полифонической технике, а начиная с 4-й книги постепенно перешёл к стилистике «второй практики». Этот переход проявил себя, в частности, в предпочтении моноритмической фактуры, предвосхищающей «новую» гомофонию начала XVII в. Пять «книг» (то есть сборников; 1571, 1577, 1582, 1594, 1595) сохранились полностью, 6-я и 7-я (1596, 1604) во фрагментах. В ранних мадригалах заметно подражал Киприану де Роре. В середине 90-х годов активно общался с Карло Джезуальдо (который некоторое время жил в Ферраре), посвятил ему 4-ю книгу своих мадригалов, влиял (по словам самого Джезуальдо) на его стиль и, возможно, испытывал встречное влияние. Джезуальдо намеренно писал на те же стихотворные тексты, что и Луццаски, стремясь превзойти своего именитого соперника.

В мадригалах Луццаски придавал решающее значение аффекту, выраженному в стихе; музыка, по его мнению, должна внимательно следовать поэзии, не ограничиваясь тем, чтобы доставлять слушателю лишь «наслаждение и удовольствие» («non solamento… il giovamento e’l diletto»; предисловие к 6-й книге, 1596)[5]. Гармонический стиль Луццаски традиционен (типичная старомодальная гармония на основе диатоники с элементами прототональности) за исключением нескольких хроматических мадригалов, из которых самый известный — «Летите, мои вздохи» («Itene mie querele», 6-я кн.).