Мадонна с безбородым Иосифом


Святое семейство, Святое семейство с безбородым Иосифом, Мадонна с безбородым Иосифом (итал.  La Sacra Famiglia, La Sacra Famiglia con san Giuseppe imberbe, Madonna con san Giuseppe imberbe) — одно из двух произведений Рафаэля, оставшихся в России после эрмитажных распродаж 1930-х годов. Вторая картина Рафаэля в Санкт-Петербургском Эрмитаже: Мадонна Конестабиле.

Картину «Святое семейство» обычно отождествляют с одной из двух маленьких «Мадонн», которых Джорджо Вазари видел в Урбино и которые Рафаэль написал для Гвидобальдо да Монтефельтро во время одного или нескольких коротких визитов в родной город примерно в 1505—1506 годах: «В бытность свою в Урбино, — писал Вазари в своих „Жизнеописаниях“, — он написал для Гвидобальдо, военачальника у флорентинцев, две маленькие, на прекраснейшие картины во второй своей манере, которые находятся и поныне у светлейшего и превосходительнейшего Гвидобальдо, герцога Урбинского»[2][3]. Самое раннее упоминание о дальнейшей истории картины относится к XVIII веку, когда находилась в собрании герцога Ангулемского в Париже. Оттуда она попала в коллекцию Пьера Кроза, который приобрёл её у герцога за небольшую цену, поскольку она была «поновлена» (переписана) неумелым художником[4].

В 1772 году по поручению российской императрицы Екатерины II энциклопедисту Дени Дидро при участии его друга литератора Фридриха Мельхиора Гримма и российского посла во Франции Д. А. Голицына, а также при посредничестве женевского коллекционера Франсуа Троншена удалось договориться с наследниками о приобретении без аукциона большей части картин из наследства Кроза для новоучреждённой Картинной галереи Императорского Эрмитажа, условной датой основания которой считается 1764 год[5].

Переговоры о покупке коллекции Кроза длились полтора года, и сделка закончилась продажей всего собрания за 460 000 ливров. В художественное собрание, приобретённое для императрицы, входило пять картин Рафаэля, среди которых была «Мадонна с безбородым Иосифом», одна картина Микеланджело, «Юдифь» Джорджоне (в то время считалась произведением Рафаэля), десять картин Тициана, среди них «Даная», семь картин Рембрандта, пятнадцать произведений Рубенса и многое другое.

Несмотря на многие новации Рафаэль предпочитал традиционную технику: работу темперой с завершением маслом по дереву, а не на холсте. Картина «Святое семейство» также написана на дереве, она находилась в плохом состоянии основы и красочного слоя. Поэтому было принято решение о переводе с дерева холст, что считалось обычной практикой того времени, хотя и чреватой многими опасностями (позднее от неё отказались)[6].

Последующие неудачные попытки реставрации не лучшим образом сказались на состоянии произведения. Знатоки XIX — начала XX века высказывали сомнения в его подлинности, из-за чего советскому правительству, занимавшемуся распродажами сокровищ Эрмитажа в 1930-х годах, не удалось найти на картину Рафаэля покупателя[7].