Мария Французская


Мари́ де Франс, или Мари́я из Фра́нции или Мари́я Францу́зская (фр. Marie de France; около 1160 — после 1210[2]) — одна из самых известных средневековых поэтесс XII века. Автор сборников «Лэ Мари де Франс» (Les Lais de Marie de France) и «Басни» (Izopet), поэмы «Чистилище Святого Патрика» (L'Espurgatoire Seint Patriz), а также агиографического сочинения «Житие Святой Одри» (La Vie Seinte Audree), написанных на англо-нормандском языке.

Считается одной из первых французских поэтесс[3], творчество которой оказало значительное влияние на стихотворный жанр куртуазной литературы — т. н. лэ (фр. lai).

Достоверные биографические сведения о ней практически отсутствуют, и до недавнего времени не установлено даже было, в каком столетии она жила[4], в XII-м или XIII-м[5]. Само имя её известно лишь из легенды к одной из рукописей её произведений: «Marie ai nun, si suis de France» («Меня зовут Мария, я из Франции»). Ещё в 1581 году факт этот отметил в своих «Разысканиях о происхождении французского языка и поэзии» парижский антикварий и историк-гуманист Клод Фоше  (англ.)[6][7]. Исходя из этой строчки назвал поэтессу Марией Французской и первый издатель её сочинений Жан-Батист де Рокфор[8], выпустивший их в 1820 году в Париже под заглавием «Poésies de Marie de France».

Родилась Мария, скорее всего, действительно во Франции, предположительно в Нормандии[4], о чём говорит её диалект[9], в знатной семье, но зрелую часть своей жизни провела в Английском королевстве. Не вызывает сомнений, что она жила при англо-нормандском дворе и, возможно, прибыла на остров в составе двора супруги Генриха II Плантагенета Алиеноры Аквитанской, а также знакомство её с современной ей поэтической классикой, в частности, «Романом о Бруте» Васа (1155) и анонимным «Романом об Энее» (1166)[2].

Получив известность в придворных кругах, она завоевала себе непререкаемый авторитет у ценителей поэзии. «Её стихи, — писал один из современников монах-бенедиктинец Денис Пирамус, автор «Жития святого короля Эдмунда», — любят везде, ибо графы, бароны и рыцари крайне восхищаются ими и нежно их любят. Они обожают то, что она так много пишет, и находят в этом огромное удовольствие, часто читают и переписывают ее сочинения. Лэ призваны доставить удовольствие дамам, слушающим их с наслаждением, потому что в этих стихах отражены стремления их сердец»[10].

Одно из лэ Марии посвящено самому «благородному королю», а сборник стихотворных басен «Исопет» — некому «графу Уильяму». Если в отношении первого адресата сомнений не возникает, то касательно второго есть различные точки зрения. Согласно одной из версий, им являлся бастард короля Генриха, граф Солсберийский Уильям Длинный Меч[8], согласно другой, его советник Уильям де Мандевиль, 3-й граф Эссекс. Альтернативной является гипотеза, допускающая, что им мог быть прославленный рыцарь-чемпион турниров Уильям Маршалл, граф Пембрук[6], уже к 1170 году получивший известность при дворе Генриха.