Медиаискусство


Медиаискусство — вид искусства, произведения которого создаются и представляются с помощью современных информационно-коммуникационных (или медиа-) технологий.

Новое медиаискусство относится к произведениям искусства, созданным с использованием новых медиа-технологий, включая цифровое искусство, компьютерную графику, компьютерную анимацию, виртуальное искусство, интернет-искусство, интерактивное искусство, видеоигры, компьютерную робототехнику, 3D-печать и искусство как биотехнологию. Новое медиаискусство часто включает взаимодействие между художником и наблюдателем или между наблюдателями и художественным произведением, которое реагирует на них. Тем не менее, как отмечают некоторые теоретики и кураторы, такие формы взаимодействия, социального обмена, участия и трансформации не являются отличительной чертой медиаискусства, а скорее служат общей почвой, имеющей параллели с другими направлениями практики современного искусства. Такое понимание подчеркивает формы культурной практики, которые возникают одновременно с появляющимися технологическими платформами, и ставит под сомнение акцент на технологических средах как таковых[2].

Отдельные группы произведений часто характеризуют как «искусство новых медиа», «электронное искусство», «цифровое искусство».

Истоки нового медиаискусства можно проследить от движущихся фотографических изобретений конца XIX века, таких как зоетроп (1834 год), праксиноскоп (1877 год) и зоопраксископ Эдварда Мейбриджа (1879 год). С 1920-х по 1950-е годы различные виды кинетического и светового искусства: от световых работ Томаса Уилфреда «Lumia» (1919) и «Clavilux» до саморазрушающейся скульптуры Жана Тенгели «Посвящение в Нью-Йорк» (1960) являлись прародителями нового медиаискусства.

В 1958 году Вольф Фостель стал первым художником, который включил телевизор в одну из своих работ[3]. Эта инсталляция является частью коллекции Берлинской галереи.

В течение 1960-х годов развитие новых технологий видео привело к новым экспериментам в области медиаискусства, пионерами стали, Нам Джун Пайк и Вольф Фостель с выставкой «6 TV Dé-coll/age» в 1963 году в Смолинской галерее в Нью-Йорке[4]. Следующими были художник А. Майкл Нолл и мультимедийные выступления объединения E.A.T, Fluxus и хеппенинги. В 1983 году Рой Эскотт представил концепцию «распределенного авторства» в своем всемирном телематическом проекте «La Plissure du Texte»[5] для проекта «Электра» Фрэнка Поппера в Музее современного искусства Парижа.