Меровингское искусство


Меровингское искусство — искусство периода правления франкской династии Меровингов, правившей в V—VIII веках на территории современной Франции и части Германии. Данный период в европейском искусстве хронологически предшествует Каролингскому возрождению.

Меровингское искусство сочетало в себе традиции позднеантичного, галло-римского искусства, а также искусства варваров (например, так называемый «звериный стиль»).

Объединение Франкского королевства под властью Хлодвига I (465—511) и его потомков совпало с необходимостью строительства церквей, особенно монастырских, поскольку их видели оплотом власти Меровингов, упроченной крещением франков. Планы церковных зданий часто продолжали традицию римских базилик, но отражали влияние разных стилей, даже из Сирии и Армении. На востоке королевства большинство зданий было деревянными; использование камня для значимых сооружение было более распространено на западе и юге, которые были присоединены к королевству позже.

Конечно, большинство основных соборов и церквей на протяжении веков неоднократно перестраивались, однако археология позволила реконструировать многие меровингские планы зданий. Описание в произведении епископа Григория Турского «История франков» базилики Святого Мартина, которая была построена в Туре и святым Перпетуем (епископ 460—490) в начале меровинского периода в то время на окраине франкских земель, заставляет сожалеть, что постройка не сохранилась. По его описанию, базилика была одним из самых красивых меровингских зданий, имела 120 мраморных колонн, башни на восточной стороне и несколько мозаик.

Базилика Святого Мартина имела вертикальный акцент, отличалась сложным внутренним пространством и богатством внешнего силуэта, все это впоследствии станет характерными особенностями романского стиля[2]. Одна из черт базилики Святого Мартина, которая стала особенностью франкского церковной архитектуры — это размещение саркофага или реликвария святого на постаменте или апсиде, чтобы он был виден за алтарем. Римская традиция не знала таких франкских инноваций[3].

Церковь Святого Петра во французском Вьене — единственный пример здания, сохранившего эти черты до наших дней. Ряд других зданий, которые по описаниям имели эти черты, в настоящее время утрачены: это меровингские фундаменты аббатства Сен-Дени, церкви Святого Гереона в Кёльне и аббатства Сен-Жермен-де-Пре в Париже.