Праздничная минея


Пра́здничная мине́я (церк.-слав. минíа; от греч. μηναῖα — мн. ч. от μηναῖον — «месячный, одномесячный, длящийся месяц»; от βιβλίον μηναῖον — месячная книга или τροπολόγιον μηναῖον — месячный Тропологий), Цветосло́в, Цветная мине́я, иногда Анфоло́гий, Анфоло́гион (греч. Άνθολόγιονбукв. «собрание цветов» от греч. ἀνθέμιον — цветок + греч. λέγω — собирать), или Трефоло́гий, Трефоло́гион, Трефоло́й (греч. Τρεφολόγιονбукв. «уплотненное собрание» от греч. τρέφω — уплотнять, сгущать, свёртывать + греч. λέγω — собирать) — в Православной церкви разновидность церковнослужебной минеи (церковнослужебного сборника, содержащего службы неподвижных — приходящихся на фиксированные даты — праздников церковного года), содержащая чинопоследования наиболее важных праздников[1]Господних, Богородичных и святых, особенно чтимых Православной церковью. Эти службы выбраны из Месячной минеи — Праздничная минея является краткой разновидностью Месячной минеи. Состав Праздничной минеи неустойчив, кодифицированного перечня праздников, службы которых входят в её состав, не существует[1]. Праздничная минея включает последования святых, которым молитвословия, песнопения, напев или всё содержание имеют какие-либо особенности.

Употребляется вместе с Общей минеей в храмах, где нет Месячной минеи, и потому Общая минея составляет как бы другую часть Праздничной.

Первые славянские минеи относятся к концу IX — началу X веков и представлены Общей минеей, составленной учеником Кирилла и Мефодия Климентом Охридским, и Праздничной минеей (как разновидностью Служебной минеи), сложившейся в Первом Болгарском царстве также трудами учеников Кирилла и Мефодия — Климента Охридского, Константина Преславского[1][2], Наума Охридского и их последователей. Древнейшие известные списки славянских миней датируются XI веком. Праздничная минея кроме текстов, переведённых с греческого языка, включает оригинальные древнеболгарские тексты. Совмещение Праздничной и Общей минеи в конце IX — начале X веков позволило совершать утреню каждый день церковного года[1].

В X—XI веках путём дополнения и редактирования Праздничной минеи сложилась славянская Месячная минея. Это происходило в процессе византинизации славянского богослужения и его ориентации на константинопольские литургические образцы, что привело к вытеснению многих оригинальных древнеболгарских текстов Минеи переводными[1].