Миньяр, Николя


Николя́ Минья́р, также — Миньяр Авиньо́нский (фр. Nicolas Mignard; 7 февраля 1606 года, Труа, Шампань, Франция20 мая 1668 года, Париж) — французский исторический живописец, портретист, рисовальщик[2][3] и гравёр.

Николя Миньяр крещён 7 февраля 1606 в церкви Сент-Мадлен (фр.) в Труа. Он был старшим братом более известного живописца Пьера Миньяра (Миньяра «Римского», 1612—1695); а также отцом Пьера Миньяра Второго (фр.) («Кавалера» Миньяра, архитектора и живописца, 1640—1725) и Поля Миньяра (фр.) (живописца и гравёра, 1641—1691)[4].

Никола Миньяр (как и его младший брат, Пьер) приобрёл первый опыт художника в Труа, под наставничеством местного живописца (сведений о котором не сохранилось). После посещения и копирования образцов в Фонтенбло, где в XVI столетии, при короле Франциске I был центр ренессансного искусства, Николя Миньяр перебрался в Авиньон (1632)[5]. Там он написал многочисленные алтарные композиции на религиозные сюжеты для различных церквей[6].

В 1635 году предпринял поездку в Рим, сопровождая архиепископа Лионского. Николя вернулся в Авиньон в 1637 году, имея за плечами приобретённый там опыт создания гравюр: копий с картин Аннибале Карраччи в галерее Фарнезе[7].

В 1655 году художник познакомился с актёром и комедиографом Мольером, гастролировавшим в Авиньоне со своей труппой. Итогом знакомства стал поясной портрет Мольера в роли Цезаря в драме Пьера Корнеля 1644 года «Смерть Помпея» (фр.).

В 1657 году младший брат, Пьер Миньяр получил от кардинала Мазарини приглашение ко двору Людовика XIV. В 1660 году, по высочайшему распоряжению, и Никола Миньяр переехал в Париж. Здесь он жил и работал вплоть до своей смерти. Он расписал несколько помещений первого этажа дворца Тюильри, утвердив за собой репутацию первоклассного портретиста.