Муавия ибн Абу Суфьян


Абу́ ‘Абдуррахма́н Му‘а́вия ибн Абу́ Суфья́н аль-Ума́ви аль-Кураши́ (араб. أبو عبد الرحمن معاوية بن أبي سفيان الأموي القرشي‎; 593, 603 или 605, Мекка, Хиджаз — 6 мая 680, Дамаск, Омейядский халифат) — шестой халиф Арабского халифата и первый халиф Омейядского халифата c 661 до 680 года. Сын Абу Суфьяна ибн Харба и Хинда бинт Утбы, представителя дома Омейядов из племени курайшитов.

В годы первых праведных халифов Муавия занимал должность наместника Билад аш-Шам[en], осуществлял неоднократные нападения на земли Византии, в том числе завоевал принадлежащую ей Армению. Заручившись поддержкой местных племён, он стал одним из самых могущественных вассалов халифата. После убийства в 656 году третьего праведного халифа Усмана, Муавия возглавил оппозицию его преемнику Али и развязал первую в истории халифата гражданскую войну, закончившуюся со смертью Али от рук Абдуррахмана ибн Мулджама.

Большая часть истории раннего ислама передавалась устно. Источников времён Праведного халифата до наших дней дошло довольно мало. Неизвестно, существовали ли другие в принципе[1]. Сохранившиеся документы и сочинения об этом периоде, ровно как и о последующем периоде господства династии Омейядов, писались преимущественно в годы третьего, Аббасидского халифата. Правление последних было весьма тенденциозно, что сказалось и на трудах придворных историков. Отношение в их работах к Омейядам крайне предвзято, поскольку Аббасиды считали их светскими государями, которые поддерживали традиции эпохи джахилии. В противовес им историки рассказывали о своих действующих правителях как об истинных покровителях ислама и борцах с ересью и неверием[2].

Наиболее обширные сведения о правлении халифов эпохи Омейядов предоставили ат-ТабариИстория пророков и царей»), аль-Балазури («Завоевание стран» и «Генеалогия знатных[en]»). Другим важным, пусть и не первостепенным источником являются сочинения аль-Масуди. Кроме трудов историков значительная информация об этом периоде находится в работах географов и геологов, многие из которых перевёл и собрал в своём труде на итальянском языке Леоне Каэтани. По сравнению со всеми ранее перечисленными, не арабские источники уделяют весьма небольшое влияние ранней истории халифата. Византийцы, армяне и западноевропейцы дают скудное и порой неправильное представление о процессах на Ближнем Востоке[3].