Народный комиссариат танковой промышленности СССР


Наро́дный комиссариа́т та́нковой промы́шленности СССР (НКТП) — государственный орган СССР по управлению танковой промышленностью в 1941—1945 годах.

Народный комиссариат танковой промышленности был создан 11 сентября 1941 года на базе Народного комиссариата среднего машиностроения в связи с большими потерями танков в Великой Отечественной войне[1]. Такие комиссариаты существовали на тот момент и в других областях военной промышленности, например, в области авиации.

Комиссариат размещался в Челябинске[2]. Первым народным комиссаром был назначен В. А. Малышев. В июле 1942 года его сменил И. М. Зальцман.

Комиссариат стал одним из крупнейших промышленных комиссариатов СССР. В его состав входил ряд крупнейших промышленных гигантов с численностью работников более 10 000 человек. Всего в годы войны на его предприятиях работало 200—250 тыс. человек[1].

В состав НКТП были включены предприятия, уже имевшие в 1930-е годы опыт производства танков: в Харькове — завод № 183, производивший средние танки Т-34, и № 75, изготовлявший дизельные двигатели для танков; в Ленинграде — Кировский завод, выпускавший тяжёлые танки КВ-1 и завод № 174 (лёгкие танки Т-26); в Москве — завод № 37 (лёгкие плавающие танки Т-40), Мариупольский завод им. Ильича, производивший корпуса для Т-34, и Подольский завод им. Орджоникидзе, одним из видов продукции которого было производство бронекорпусов для танка Т-40.

Поскольку к началу сентября 1941 года большинство из этих заводов уже находились под угрозой захвата немцами, то одновременно в состав НКТП вошли также предприятия, расположенные в восточных районах СССР. Эвакуируемые танковые заводы «встречали»: Челябинский тракторный завод принимал Кировский завод, Уральский вагоностроительный завод размещал на своих площадях завод № 183, Уральский турбинный завод — двигательный цех Кировского завода, Уральский завод тяжёлого машиностроения — Ижорский завод, а Юргинский машиностроительный завод — завод № 75. Кроме того, в состав НКТП вошли Сталинградский тракторный завод, приступивший к выпуску Т-34, № 264 в Сталинграде, налаживавший производство бронекорпусов для СТЗ, и № 112 («Красное Сормово»), также переориентированный на изготовление танков Т-34.