Новоманерная казацкая лодка


Новоманерная казацкая лодка — небольшое, беспалубное парусно-гребное судно в составе Днепровской флотилии периода русско-турецкой войны 1735—1739 годов.

Лодка имела поперечные скамьи, 6 пар вёсел, мачту с парусом, кормовой руль, вмещала до 60 человек личного состава. Вооружение — 4 пушки (фальконеты весом около 100 кг). Лодка была построена по чертежам казацких чаек.

Накануне войны в 1735 году в России Армейский флот не имел достаточного количества судов на Днепре, именно поэтому было принято решение обязать А. Алатченинова в строительстве военных кораблей. По чертежам казацких чаек на нескольких верфях (Тавровской, Икорской, Брянской) были построены несколько сотен «новоманерных казацких лодок». В отличие от чаек, они имели несколько иное строение. Лодки были массивнее и имели низкую осадку. Именно по этой причине при попытке пройти днепровские пороги, практически вся флотилия потерпела крушение. Я. С. Барш, в сентябре 1738 года, доносил, что «новоманерные казацкие лодки весьма негодны, узки и шатки и на гребле тяжелы и строены более для разъезду запорожцам, и они их не употребляют».[1]. Через некоторое время около 400 единиц уже новой флотилии было построено на острове Малая Хортица (Байда). Чайки хорошо проявили себя в боевых действиях против турецких кораблей. Также их использовали для высадки десанта на берег. В 1739 году Российская империя подписала достаточно невыгодный для себя мир с Османами, и вся флотилия оказалась вновь на острове Малая Хортица (Байда) в так называемом географическом тупике, поскольку не имела возможности ходить выше порогов, а путь в Чёрное море был закрыт. В этом же году на острове началась сильнейшая эпидемия чумы, и за кораблями не присматривали. В результате, очень большое количество было разобрано на доски, некоторые с течением времени затонули неподалёку от самого острова Малая Хортица (Байда).

Длина судна около 17,5 метра, высота — 3,5 метра[2]. Набор корпуса сделан в основном из сосны. Только килевая конструкция и некоторые детали были изготовлены из дуба[3].

Лодка имела 10-метровую мачту и 6 пар вёсел. Все паруса были складные, и это позволяло лодкам незаметно подкрадываться к противнику. Экипаж около 60 человек, из них 24 человека — гребцы.

2 — Носовой отсек для гребцов. Имел три скамьи (лавы). С каждым веслом справлялось по два человека. Соответственно здесь работало двенадцать человек. Под гребцами размещался большой рундук для хранения вещей экипажа.