Норманская теория


Норма́нская тео́рия (нормани́зм), иногда также норманнская[a], — условный термин[6] для обозначения совокупности научно-исторических представлений, согласно которым народ русь и варяги являлись скандинавами; происходили из Скандинавии[7] (скандинавы назывались в Западной Европе норманнами, отсюда термин). Некоторыми авторами скандинавы рассматриваются в качестве основателей или активных участников формирования первых государств восточных славян: государства Рюрика, а затем Киевской Руси[8]. Также «норманизм» и «норманист» могут использоваться антинорманистами как полемические термины, направленные против тех, кого они рассматривают в качестве своих оппонентов[9]. Норманизм зародился на основе историографической концепции «Повести временных лет» (начало XII века)[10].

Большинством учёных[11] признаются существенное влияние скандинавов на раннюю Русь[12], скандинавская принадлежность варягов[13], народа русь[14], правящего слоя в начальный период[15] и первых правителей Руси[16], о чём свидетельствует широкий круг письменных, археологических и лингвистических источников[17]. При этом в современной науке скандинавы не считаются собственно основателями Русского государства, принесшими местным народам государственность; образование раннего Русского государства рассматривается как сложный процесс, включавший как внутренние (общественная эволюция местных, в первую очередь восточно-славянских общностей), так и внешние факторы[18]. Перейти к разделу «#Аргументы»

В российской и советской историографии норманской теории противопоставляется антинорманизм, отрицающий влияние скандинавов на социально-политическую жизнь Руси[19], распространённый преимущественно в постсоветских странах[20]. Антинорманизм может иметь националистическую мотивацию[21] и конструировать «образ врага»[22]. Опровержения норманской теории могут выдвигаться в рамках инструментального подхода к истории, который отрицает самостоятельную ценность прошлого и ставит прошлое на службу настоящему; по явному или подразумеваемому заказу власти[23]. Другой причиной распространённости антинорманизма является отрицание теорий миграционизма и диффузионизма и роли миграций[24].

Понятия норманская теория, норманизм являются весьма неоднозначными. Классическим считается норманизм, который включал положения о приходе норманнов на восточнославянскую территорию, влиянии их на местную культуру, основании ими первого Русского государства и правящей княжеской династии, а также о скандинавском происхождении названия Русь[25]. Позднее термин норманизм стал пониматься расширительно, применяясь к учёным, разделявшим хотя бы одно из данных положений. А. Стендер-Петерсен в 1953 году писал, что между норманистами и антинорманистами «провести точную, однозначную грань… теперь уже не так легко, как это было в старину»[26].