Антинорманизм


Антинормани́зм — ряд направлений преимущественно в российской досоветской, советской и постсоветской историографии[1], сторонники которого отрицают роль скандинавов в создании Древнерусского государства или отрицают вовсе какое-либо участие скандинавов (норманнов) в социально-политической жизни Руси; отвергают и стремятся опровергнуть норманскую теорию создания Древнерусского государства[2]. Народ русь и варяги, составившие раннюю элиту Древнерусского государства, а следовательно и первые представители правящей династии Древней Руси в рамках антинорманизма рассматриваются не в качестве потомков выходцев из Скандинавии, а как восточные или балтийские славяне (в рамках южнобалтийской гипотезы)[3], финны[4], пруссы[5] и др.[6]

Антинорманизм возник в XVIII веке в связи с борьбой Российской империи за господство на Балтике, когда варяжское (скандинавское) происхождение не устраивало российскую власть[7]. Другой причиной возникновения антинорманизма стал начавшийся в ХVIII веке процесс «изобретения наций» и их истории, в который включались представления об «исторических корнях», а правителям прошлого присваивалась «правильная» национальность; в данном случае ключевым было доказать «славянство» первых русских князей[8]. Антинорманизм связан со славянской школой, направлением российской историографии, представители которого стремились доказать глубокую древность и исконную высокую цивилизованность славян и русских, не уступавших народам Западной Европы и имевших право на равное с ними место в мировой истории и мировом сообществе[9], самобытность Руси[10] и исконную славянскую принадлежность народа русь[11].

Продуктивность и научное значение антинорманизма заключаются в освещении процессов развития восточнославянского социума, приведших к образованию государства, выявлении взаимного влияния древнерусской и древнескандинавской культур[12].

Антинорманистские концепции распространены преимущественно в постсоветских странах[1]. Антинорманизм может иметь националистическую мотивацию[13], его основой может быть «образ врага»[14]. Опровержения норманской теории могут выдвигаться в рамках инструментального подхода к истории, который отрицает самостоятельную ценность прошлого и ставит прошлое на службу настоящему; по явному или подразумеваемому заказу власти[15]. Другой причиной распространённости антинорманизма является отрицание теорий миграционизма и диффузионизма и роли миграций[16]. Антинорманизм распространён, в частности, в широких массах[16], околонаучной среде[17], националистических[13] псевдоисторических построениях[18] и в славянском неоязычестве[19].