Куапель, Ноэль


Ноэ́ль Куапе́ль (фр. Noël Coypel; 1628, Нормандия (по другим данным 1629, Париж) — 1707) — французский живописец академического направления. «Первый живописец короля» Людовика XIV и один из главных представителей живописи «большого стиля» той эпохи[1]. Старший представитель большой художественной семьи, отец Антуана Куапеля и Ноэля Никола Куапеля, дед Шарля Антуана Куапеля[2].

Ноэль был сыном Гийома Куапеля, младшего в семье, происходившей из Шербура в Нормандии, и первым членом семьи, посвятившим себя живописи. Сначала учился в Орлеане у ученика Симона Вуэ по имени Пьер Понсе, которого он оставил и в четырнадцать лет уехал в Париж.

В столице он поступил в мастерскую Ноэля Килерьера[3]. Его прогресс был настолько быстрым, что в 1646 году, в возрасте всего восемнадцати лет, он был нанят для подготовки декораций к постановке оперы Луиджи Росси «Орфей» (1647). К его помощи прибегнул Шарль Эррар, отвечавший за роспись Оратория и спальни короля в Лувре, и с тех пор Куапель всегда участвовал в заказах, сделанных в период регентства будущим королём Людовиком XIV. Следующее двадцатилетие он работал исключительно для королевского двора.

6 сентября 1659 года Куапель подал прошение в Королевскую академию живописи и скульптуры, но, будучи очень работой, для которой его нанял король, отложил приём до 31 марта 1663 года, представив картину «Осуждение Каина после смерти Авеля». В 1664 году он стал профессором Академии; он работал в Пале-Рояле, в большой аудиенции парламента Бретани. В 1660 году по его эскизам оформляли королевские апартаменты в Тюильри. На следующий год Куапель удостоился звания первого живописца Франции благодаря созданным им картинам для Собора Парижской Богоматери.

В 1672 году король Людовик XIV пожаловал Куапелю как придворному живописцу апартаменты в Лувре. В 1673—1675 годах Куапель возглавлял Французскую академию в Риме, которой первые шесть лет её существования руководил Шарль Эррар. В Рим Ноэль Куапель отправился с сыном Антуаном и зятем, художником-пейзажистом Шарлем-Антуаном Эро. Под руководством Куапеля Академия снискала большую славу.

2 июля 1689 года Ноэль Куапель был избран заместителем ректора, 1 июля 1690 года ректором и 13 августа 1695 года директором Королевской академии живописи, заменив Пьера Миньяра, умершего 30 мая того же года. Под его руководством в Академии были сделаны слепки со знаменитых античных статуй. Он также написал пять картин, которые украсили комнату королевы в Версале. За время пребывания в Риме у него возник вкус к античности, о чём свидетельствуют картина «Аллегория Земли», ныне хранящаяся в Музее изящных искусств в Лионе, а также «Жертвоприношение Юпитеру». В Риме Куапель создал четыре картины исторического жанра, первого по канонам академического искусства: «Солон, объясняющий афинянам свои законы», «Птолемей Филадельф, дарующий свободу иудеям», «Александр Север, наделяющий римлян хлебом во время голода», «Траян, публично принимающий просителей»[4].