Одран, Бенуа (Старший)


Бенуа Одра́н (Старший) (фр. Benoît Audran dit le Vieux; 22 ноября 1661[1][2][…], Лион — 2 октября 1721[1][2][…], Узуэ-сюр-Луар[вд][3]) — французский рисовальщик и гравёр эпохи «большого стиля» короля Людовика XIV. Член большой семьи потомственных французских гравёров, происходивших из Лиона, но работавших в Париже: внук Клода Одрана Первого (1597—1677), внучатый племянник Шарля Одрана (1594—1674), сын Жермена Одрана (1631—1710), племянник Жерара Одрана (1640—1703), брат Жана Одрана (1667—1756)[4][5][6].

Бенуа Одран Старший родился в 1661 году. Назван «Старшим» чтобы отличать его от племянника и крестника Бенуа Одрана Младшего. Учился семейному искусству у отца, а затем у дяди. 27 июля 1709 года Бенуа Одран был принят в Королевскую академию живописи и скульптуры по представлению «Портрета Ж. Б. Кольбера» по картине Клода Лефевра и «Воздвижение креста» по оригиналу Шарля Лебрена. 26 октября 1715 года он был назначен советником Академии и гравёром короля Людовика XIV с пенсией. Его портрет по Ж. Вивьену награвировал его племянник Бенуа Одран Младший.

Его репутация связана с гравюрами на исторические сюжеты и портреты. Принято считать, что Бенуа Одран несколько уступал своему дяде, Жерару Одрану, в мастерстве гравирования. Тем не менее, его стиль описывают, «как смелый и ясный», передачу живописных оригиналов как «очень верную», выражения лиц портретируемых, как «переданные мастерски»[7].

Одран Старший показал, что по-настоящему вдохновлён произведениями П. П. Рубенса, когда взялся за гравирование картин знаменитой серии Рубенса «Жизнь Марии Медичи» для галереи Люксембургского дворца в Париже. Эта работа была поручена группе гравёров, в которую входили также Гаспар Дюшан, его брат Жан Одран, Антуан Трувен и Жан-Батист Массе (картины Рубенса ныне хранятся в Лувре).

Его племянник, Бенуа Одран (Младший) также был успешным гравёром, и, в частности, гравировал портрет своего дяди (с живописного оригинала Ж. Вивьена).