Одран, Жерар


Жера́р Одра́н (Второй) (фр. Gérard Audran; 1640, Лион}} — 1703, Париж) — французский рисовальщик-орнаменталист и гравёр на меди, придворный рисовальщик и гравёр короля Людовика XIV. Мастер репродукционной гравюры. Член большой семьи художников Одранов: третий сын живописца и гравёра Клода Одрана Первого (1597—1677); племянник Шарля Одрана (1594—1674); дядя и учитель Бенуа Одрана Старшего (1661—1721) и Жана Одрана (1667—1756)[4].

Получив элементарное знакомство с приёмами гравирования под руководством отца, Клода Одрана Первого (1597—1677), Жерар занимался живописью в мастерской Карло Маратты в Риме, но успех, который имели его первые работы в технике резцовой гравюры грабштихелем[5], побудили его посвятить себя всецело гравированию. В Италии Одран гравировал по картинам Рафаэля, Пьетро да Кортона и других художников. Впоследствии Одран пользовался также офортной иглой (манерой штрихового офорта) и, через свободное, умелое употребление то грабштихеля, то иглы, умел придавать своим произведениям большую живописность[6]. «Соприкосновение с искусством барокко, а также с культурой офорта, распространённой в Италии XVII века, оказали большое влияние на формирование графического языка Одрана», писал знаток искусства гравюры М. И. Флекель[7].

Вызванный в 1670 году королём Людовиком XIV из Рима в Париж и получив титул придворного гравёра, Одран прославился воспроизведением в гравюрах картин Шарля Лебрена, первого живописца короля, изображающих победы Александра Македонского (четыре листа с тринадцати досок). За эту работу Одрану в 1674 году присудили звание академика.

По распоряжению первого министра короля Ж.-Б. Кольбера Одран продолжил работу, начатую Жераром (Герардом) Эделинком по воспроизведению в гравюрах знаменитых картин «большого стиля». «Одрану удалось создать более динамичный, экспрессивный стиль и разработать новую манеру сочетания штрихового офорта и гравюры резцом. Сам Лебрен говорил, что Одран „улучшил его картины“»[8]. Одран гравировал в своей широкой «рубенсовской манере» по живописным оригиналам Н. Пуссена, Э. Лесюэра, П. Миньяра, А. Куапеля и других живописцев.

Гравюры работы Жерара Одрана составили основу будущего «Кабинета Кроза» («Коллекции эстампов с лучших картин и рисунков, находящихся во Франции в Королевском собрании…») — одного из главных художественных проектов во Франции периода Регентства, и послужили началом гравюрного собрания Лувра.