Эделинк, Герард


Ге́рард Э́делинк[2], Жера́р Э́делинк[3] (нидерл. Gerard Edelinck, фр. Gérard Edelinck; 20 октября 1640, Антверпен, Испанские Нидерланды — 2 апреля 1707, Париж, Королевство Франция) — южно-нидерландский (фламандский) рисовальщик и гравёр, значительную часть жизни работавший во Франции. Наряду с Жераром Одраном и Робером Нантёйлем был прославленным мастером гравированного портрета эпохи «большого стиля» Людовика XIV. Признанный глава академической школы репродукционной гравюры резцом на меди[4].

Герард Эделинк родился в Антверпене в семье ткача. Гравюрному искусству начал учиться вместе с братом Яном (Жаном) Эделинком[фр.] (1643—1680) на родине у Гаспара Хёйбрехтса (Huybrechts, 1619—1684) и Корнелиса Галле Младшего[нидерл.] из семьи известных гравёров Антверпена[5].

В 1666 году Эделинк присоединился к своему брату Жану в Париже, работал под руководством известных художников: Никола Пито Старшего, а позднее — Франсуа де Пуайи, Робера Нантёйля и Филиппа де Шампеня, которые стали его друзьями[6][7]. В 1672 году художник женился на дочери парижского гравёра и издателя Никола Реньессона[фр.] и вошёл таким образом в круг авторитетных издателей и гравёров. Три года спустя в 1675 году Эделинк принял французское подданство.

Его заметил Жан-Батист Кольбер, министр Людовика XIV, который пожаловал ему титулы кавалера ордена Святого Михаила, первого рисовальщика королевского двора и «гравёра кабинета» (graveur du cabinet) с пенсией, квартиру в Мануфактуре Гобеленов[8]. В 1695 году Эделинк получил от папы Иннокентия XII титул римского всадника (cavalier romain) и прикрепил этот титул к своей подписи[9].

В 1672 году он женился на Магделине Регнессон, дочери гравера Николя Регнессона и племяннице Робера Нантёйля.

Эделинк в конечном итоге занял первое место среди гравёров своего времени. Его превосходство было общепризнано; по рекомендации Лебрена, первого живописца короля, он был назначен профессором в основанной при Мануфактуре Гобеленов академии для подготовки ткачей и рисовальщиков картонов. Ему также было поручено выполнение нескольких важных работ [6]. в марте 1677 года он был принят в академики Королевской академии живописи и скульптуры за портрет Филиппа де Шампеня (по оригиналу последнего) и вместе с тем — в советники Академии, сменив умершего Франсуа Шово[фр.][10]. Эделинк гравировал по рисункам и картинам многих художников, но идеалом для него был Рафаэль. Об этом выразительно писал знаток искусства гравюры И. И. Флекель: