Орарь


Ора́рь, тж. устар. орарий (греч. ὀράριον, от лат. orare — молиться, или лат. os — уста; также от греч. ωρα — время[1]) — в различных христианских конфессиях принадлежность богослужебного облачения диакона и иподиакона — длинная узкая лента из парчовой или иной цветной ткани. В Православных церквях орарь на левом плече носят диаконы, включая протодиаконов (и соответствующие им в чёрном духовенстве иеродиаконы и архидиаконы), а также иподиаконы (только крест-накрест).

Историки богослужебного облачения полагают, что в новозаветной Церкви орарь возник из убру́са (полотенца), которым в ветхозаветных синагогах с возвышенного места давали знак возглашать «Аминь» при чтении Писания.

Орарь символизирует ангельские крыла, а сам диакон как бы уподобляется ангелу, готовому исполнять волю Божию. Кроме того, орарь является символическим изображением благодатных дарований диакона как священнослужителя.

Первое облачение в орарь происходит во время хиротесии во иподиакона. После того как другие иподиаконы облачат новопосвященного в стихарь, они подносят архиерею орарь. Архиерей осеняет орарь крестным знамением, затем посвящаемый целует его и руку архиерея, и иподиаконы опоясывают посвящаемого крестообразно.

При хиротонии иподиакона в диакона другие иподиаконы снимают орарь, которым он прежде был препоясан, и архиерей возлагает ему орарь на левое плечо, громко произнося: «Аксиос» (греч. «Достоин»).

Диакон и иподиакон в Православной Церкви носят орарь поверх стихаря только после благословения, которое получается у священника перед богослужением. Для этого, после троекратного крестного знамения с поклонами Кресту Господню, стихарь и орарь складываются особым образом (у диакона в облачение входят и поручи) и подносятся к священнику со словами: «Благослови, владыко, стихарь со орарем». После благословения в форме священнического крестного знамения диакон и иподиакон облачаются.