Распятие (искусство)


Распятие (лат. Crucifixio; итал. Crocifissione; ст.-русск. пропатие, от пропинати — «пригвождать к древу, кресту») — центральная тема христианского искусства; произведение искусства, в том числе как предмет христианского культа. Изображение казни Иисуса Христа через распятие. В христианской иконографии — изображения события, завершающего «Страстной цикл» и предшествующее сценам оплакивания, погребения и Воскресения Иисуса Христа[1][2].

В традиционной иконографии эта сцена обычно следует за эпизодами: «Бичевание, или Поругание, Христа» (в средневековом искусстве эти сюжеты иногда соединяли в одной композиции), «Радуйся, Царь Иудейский!», «Что есть Истина?», «Несение креста». После изображений Распятия в циклах мозаик или фресок часто следуют сцены: «Снятие с креста», «Положение во гроб», «Пьета». Сцена распятия Христа на кресте, на «месте лобном» — горе Голгофе вместе с двумя разбойниками, описана во всех четырёх Евангелиях (Мф 27:33—56; Мк 15:22-41; Лк 23:33-49; Ин 19:17-37).

Для устрашения римляне казнили распятием преступников в покорённых провинциях. Поэтому в раннехристианском искусстве сцену Распятия не изображали. Её замещали символическими композициями: пеликан, кормящий своим телом птенцов (аллегория пасхальной жертвы; в композициях «Милосердие», «Поклонение жертве»). Крест распятия вызывал чувство отвращения, негодования, и его не связывали с древнейшим символом — солярным знаком[3]. В античных Элевсинских мистериях и в эзотерическом христианстве прохождение через смерть на кресте (символическое распятие) означало восхождение к новой, духовной жизни. «Распятия солнечного человека» были хорошо знаком древним индусам, персам, кельтам. Об этой символике писал древнегреческий философ Платон. В искусстве Индии встречаются изображения Кришны, распятого на дереве, его ноги и руки прибиты гвоздями. Согласно одной из гипотез, именно этот символ был перенесен в Персию (Распятие Митры) из Индии, а затем в Палестину, но он не связан с обычаем казни на кресте (орудие казни выглядело в виде буквы «Т» (Тау), представляло собой вертикальный столб с перекладиной наверху (crux commissa), что отлично от древнейшего солярного знака[4][5].