Оскорбление величества


Оскорбление величества (лат. crimen laesae majestatis, фр. lèse majesté, французский термин использовался также в англосаксонской традиции, см. французский законный язык) — преступление, заключающееся в неуважительном высказывании по отношению к монарху или к его отдельным действиям.

В римском праве crimen laesae majestatis, прежде поглощавшем в себе всякого рода государственные преступления, лишь с половины XVIII в. стало постепенно выделяться в особый вид преступлений против государства. В Древнем Риме состав преступлений мог быть разный: например, Светоний сообщает, что первой из женщин в этом преступлении была обвинена Клавдия, сестра неудачливого военачальника Пульхра: пробиваясь на повозке через толпу, она открыто выразила сожаление, что её брат мёртв, а то бы он мог снова погубить флот (имелось в виду его поражение при Дрепане) и тем самым убавить население Рима[1]. Применительно к особе принцепса (императора) эта статья стала применяться в конце правления Тиберия.

В Новое время европейские кодексы под оскорблением величества стали понимать лишь посягательства на честь монарха и членов царствующего дома. Германское уложение различало при оскорблении величества насильственное посягательство, обиду действием (Thätlichkeit) и простое оскорбление (Beleidigung).

В России понятие оскорбления величества выработалось в допетровскую эпоху, раньше на практике, чем в законодательстве. Специальные постановления «о государевой чести» впервые появляются в Соборном уложении 1649 года, по которому даже преступления, совершенные на государевом дворе, считались оскорбляющими честь государева двора и влекли за собой особенно тяжкие наказания.

Воинским уставом Петра Великого словесное оскорбление величества и всякое неодобрение действий и намерений правящего государя подведены под понятие преступления против величества, влекущего за собой смертную казнь и конфискацию имущества. Это повело к крайнему развитию доносов и обременению ими императора, которому пришлось в целом ряде указов определить порядок подачи доносов.

Артикул 20. Кто против его величества особы хулительными словами погрешит, его действо и намерение презирать и непристойным образом о том разсуждать[sic] будет, оный имеет живота лишен быть, и отсечением главы казнен.
Толкование. Ибо его величество есть самовластный монарх, который никому на свете о своих делах ответу дать не должен. Но силу и власть имеет свои государства и земли, яко христианский государь, по своей воле и благомнению управлять. И яко же о его величестве самом в оном артикуле помянуто, разумеется тако и о его величества цесарской супруге, и его государства наследии.