Открытое шоссе


Откры́тое шоссе́ — шоссе в районах Преображенское, Богородское и Метрогородок Восточного административного округа города Москвы. Проходит от пересечения Просторной и Халтуринской улиц и заканчивается в районе пересечения с Вербной улицей, упираясь в Лосиный Остров.

Первоначально шоссе начиналось от Халтуринского проезда в месте примыкания к нему ныне упразднённой Часовенной улицы, а в 1980-е годы было соединено с Просторной улицей. Нумерация домов ведётся от [Просторной улицы. Слева примыкают бульвар Маршала Рокоссовского, Пермская улица и Лосиноостровская улица; справа — Халтуринский проезд, Тюменская улица, Тюменский проезд, Тагильская, Монтажная улица и Вербная улицы; пересекает Шестой проезд Подбельского. Протяжённость составляет 3,8 км.

Название дано в 1922 году по открытой с одной стороны местности[1], и в те годы шоссе доходило только до Окружной железной дороги, а далее его продолжением служила обычная просёлочная дорога. Застраивалась сначала правая сторона данной дороги, и карта Москвы 1939 года показывает, что эта правая сторона считалась тогда уже частью Москвы (остальная территория района вошла в черту Москвы в 1960 г.). Через железную дорогу перекинули узкий мостик и по нему пустили одноколейный трамвай № 8. Этот трамвай доставлял на автобазу рабочих «Метростроя»; им пользовались и москвичи, желавшие отдохнуть в Лосином Острове: погулять в лесу, пособирать грибы и ягоды[2]. В начале 1940-х гг. был построен надёжный трамвайно-автомобильный мост (перестроенный в 1956 году и получивший название Мытищинский путепровод) через Окружную железную дорогу.

Название «Открытое» отражало расположение шоссе на тогдашней северо-восточной окраине Москвы, по соседству с бывшей Открытой улицей[3]. Открытая улица (ранее — Воскресенская или Троицкая) впервые была обозначена на городских планах в 1929 году. В то время она шла параллельно Просторной улице, а Халтуринская улица заканчивалась на Открытой. Статус «шоссе» дорога получила в начале 1940-х годов, когда на ней была построена широкая трамвайно-автомобильная линия[4].

В 2018 году сооружена автомобильная эстакада на пересечении шоссе со строящейся Северо-Восточной хордой. В 2025 году здесь будет сооружена полноценная транспортная развязка.

Расположен на границе между районами Богородское и Метрогородок, в 270 метрах от наземного павильона станции метро «Бульвар Рокоссовского». Пересекает Московское центральное кольцо в 90 метрах к югу от станции МЦК «Бульвар Рокоссовского». Помимо шоссе, по путепроводу проходят трамвайные пути и две пешеходные дорожки.