Охтервелт, Якоб


Я́коб Лукас О́хтервелт, Я́коб Лукас О́хтерфелт[1] (нидерл. Jacob Lucasz Ochtervelt, Jakob Ugtervelt); февраль 1634, Роттердам — 1 мая 1682, Амстердам) — голландский рисовальщик и живописец бытового жанра, один из наиболее известных малых голландцев. Годы творчества художника совпали с временем заката Золотого века голландской живописи[2].

Крупнейшими современниками Охтервелта были Ян Вермеер Делфтский, Герард Терборх, Питер де Хох. Однако несмотря на его плодотворную работу, творчество Якоба Охтервелта игнорировали три главных историографа искусства XVII века: Андре Фелибьен, Иохаим фон Зандрарт и Роже де Пиль. Впервые художник был упомянут Арнольдом Хоубракеном в «Великом театре нидерландских художников и художниц» (De Groote Schouburgh der Nederlantsche Konstschilders en Schilderessen; 1718—1721), который писал, что «Якоб Угтервелт (Jakob Ugtervelt) был учеником Н. Берхема в тот же период, что и Питер де Хох (Pieter de Hooge), и который прославился своими интерьерами с кавалерами и дамами, но без особой перспективы дальних планов, что требует определённой математической проницательности и навыков»[3]. Из более поздних источников следует, что Якоб ван Охтервелт был учеником живописца Николаса (Класа) Берхема в Харлеме, а также что он делил мастерскую Берхема с Питером де Хохом и был учеником Франса ван Мириса Старшего[4].

После обучения в Харлеме Якоб в 1655 году вернулся в Роттердам, где стал учеником Людольфа де Йонга. В том же году женился на Диркье Местерс (Dirkje Meesters). С 1655 по 1672 год работал в Роттердаме. После французского нашествия 1672 года Якоб Охтервелт покинул Роттердам, и с 1674 до последнего года жизни (1682) жил и работал в Амстердаме недалеко от Монетной башни. Похоронен в католической капеле Ньювезейдс (Nieuwezijds) в Амстердаме.

Якоб Охтервелт писал пейзажи с пастухами и возчиками, с фигурами людей и животных, часто сочетая типично нидерландский пейзаж с «мифологическими фигурами». С Франсом Мирисом и Питером де Хохом Охтервелта роднит пристрастие к изображению сцен в жилых интерьерах типично голландского дома с фигурами и некоторой «кукольностью» в изображении голов и рук персонажей.

Излюбленный мотив картин Охтервелта — встреча хозяев на пороге своего дома с разного рода визитёрами: с разносчиками товаров («Покупка рыбы», ок. 1680, ГМИИ, Москва) с уличными музыкантами («Уличные музыканты (Менестрели)», 1682, Рейксмюсеум, Амстердам).

В своих композициях мастер использует выигрышное противопоставление фигур: с одной стороны, освещённые со спины лучами льющегося из дверного проёма света посетители, с другой — мягко, объёмно вылепленные фронтальным светом обитатели жилища.