Падмасамбхава


Падмасамбха́ва (санскр. पद्मसंभव, IAST padmasaṃbhava, «рождённый из падмы (лотоса), лотосорождённый»; кит. 蓮華生上師, Ляньхуа шэн шан ши; тиб. , вайли pad ma 'byung gnas; монг. Бадамжунай) — индийский учитель буддийской тантры VIII века. Об историческом Падмасамбхаве мало что известно, кроме его помощи в строительстве первого буддийского монастыря в Тибете Самье по указанию царя Тисонг Децэна[2], вскоре после чего он покинул Тибет из-за придворных интриг[3].

К XII веку вокруг жизни и деяний Падмасамбхавы выросло множество легенд. В тибетском буддизме он является персонажем литературного жанра терма[3] как эманация Будды Амитабхи, являясь в видениях тертонам и открывая места сокрытых ранее в земле тантрических текстов.

Падмасамбхава создал линию устной передачи известную как "Кама", которая переходит от учителя к ученику, а также цикл скрытых учений (терма). Большое значение в школе Ньингма имеют также две его жены — Мандарава и Еше Цогьял. По словам последней, Падмасамбхава — «Кормчий, переправляющий в Нирвану всех существ Сансары»[4].

При рождении Падмасамбхава чудесно выглядел восьмилетним мальчиком в цветке лотоса (санскр. - падма, отсюда - "Падмасамбхава" - "Рождённый в лотосе") на острове в озере Данакоша в стране Уддияна (северо-западная Индия, терр. совр. Пакистана). Считалось, что он является эманацией Будды Амитабхи. Его нашёл и усыновил бездетный царь страны Индрабодхи, который путешествовал со своим министром Кришнадхарой. Ребёнку дали имя "Падмакара", поскольку он был найден в лотосе.

Воспитанный, как принц, он достиг совершеннолетия и женился на Прабхадхари. Ему пришло осознание великой миссии, ради которой он должен был удалиться от своих мирских дел. Однако отчим не пошёл ему навстречу. Тогда Падмасамбхава пошёл на преступление, убив сына одного из вельмож. В наказание он был изгнан из страны.

Во время медитаций на кладбищах и в недоступных пещерах он получает тайные тантрические посвящения от двух дакини и становится великим йогином и чудотворцем. Так он возвратился в страну Уддияна и обрёл авторитет у дакини и нагов. Однако со стороны людей он встречал зависть и поношение. Тогда он изучил почти всю мудрость в Индии у различных учителей.