Памирский тракт


Памирский тракт — автомобильная дорога, соединяющая современные города Ош (Киргизия), Хорог (Таджикистан) и Душанбе, протяжённостью свыше 1200 км[1][2][3].

В «Большом энциклопедическом словаре» (издательства 1991 года) собственно Памирским трактом названа только часть дороги от города Хорог (Таджикистан) до города Ош (Киргизия), протяжённостью 701 км[4][5]. Из Душанбе можно проехать по автодороге М41 в афганский город Мазари-Шариф.

В Оше дорога соединяется с европейским маршрутом E010[англ.] Бишкек — Ош. Через перевал Кульма соединяется с Каракорумским шоссе. Участок Душанбе — Кульма является европейским маршрутом E008[англ.]. В Сары-Таш соединяется с европейским маршрутом E60. Участок Ош — Сары-Таш является частью европейского маршрута E007.

В конце XIX — начале XX века в Центральной Азии между Британской и Российской империями продолжалось острое геополитическое соперничество за влияние в регионе, получившее в мировой истории название «Большая Игра». Военное ведомство Российской империи, обеспокоенное активностью англичан на Памире, приняло решение построить стратегическую военную дорогу, по которой возможно было бы оперативно перебрасывать войска из Ферганской в Алайскую долину и осуществлять их эффективное снабжение. Строительство планировалось и осуществлялось в глубокой тайне и долгое время о существовании колёсной дороги через Алайский хребет в Русском Туркестане в Европе не было известно.

Летом 1903 года офицер Русской армии, военный географ Николай Корженевский, поднявшись на перевал Талдык (Киргизия) высотой 3 615 метров, обнаружил Памятный столб с именами людей, принявших участие в проектировании и прокладке колёсной дороги по Гиссаро-Алаю в «русском» Туркестане. Это были подполковник Бронислав Громбчевский, инженеры путей сообщения Мицкевич, Бураковский, Зараковский и подпоручик Ирмут[6]. Долгое время европейцы полагали, что первую дорогу через перевал Талдык построили в 1916 плененные в Первой мировой войне австрийцы. Дневник Корженевского свидетельствует о другом. Он считал, что в 1893 году построили её русские саперные части[6]. Однако, первая колёсная дорога, соединявшая Ош и Алайскую долину в Киргизии через Талдыкский перевал, была построена ещё в 1876 году, русским отрядом под командованием генерала А. К. Абрамова[7]. Позднее этот небольшой участок дороги (88 вёрст)[6] из Ферганской в Алайскую долину Киргизии получил название «Старый Памирский тракт». По свидетельству Н. Корженевского, в 1910 году от Гульчи на юг, через Восточный Памир шла только опасная вьючная тропа[6]. Вдоль Пянджа, от Дарваза до Рушана в 1915 году русскими военными частями, с помощью местного населения, была также проложена вьючная тропа, грузы перевозились вьюками на лошадях и ослах. Камнепады, обвалы, лавины, водопады, половодья часто разрушали тропу.

К 1930 году, по свидетельству очевидцев, эта тропа была в ужасном состоянии, даже вьючные лошади с трудом могли пройти по ней, их приходилось постоянно разгружать, чтобы перевести по оврингам[8][9].